Смекни!
smekni.com

Взаимоотношения России с исламским миром . Перспективы (стр. 1 из 5)

Учебный курс: «Геополитика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Взаимоотношения России

с «исламским миром». Перспективы»

Москва

2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Россия и исламский мир:

история и современность

1.1. Исламский мир на международной сцене…………………………...5

1.2.Взаимоотношения России и стран ислама:

исторический контекст………………………………………………..7

Глава 2. Россия и исламский мир:

перспективы и проблемы сотрудничества

2.1. Стратегическое партнерство России и исламского мира:

интересы сторон……………………………………………………….11

2.2. Россия и страны исламского мира: борьба с

«международным терроризмом»……………………………………..22

Заключение…………………………………………………………………25

Библиографический список……………………………………………….27

Введение

Актуальность проблемы.Современная международно-политическая ситуация с необыкновенной остротой поставила вопрос о путях дальнейшего развития исламского мира, переживающего период самоосознания и поиска своего места в новом глобальном сообществе. Важная роль в ответе на поставленный вопрос принадлежит России, которая не только географически, но и по внутреннему мироощущению находится на стыке крупнейших культурно-исторических ареалов.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения стратегий и методов, и проблематика данного исследования по-прежнему несет актуальный характер. В первую очередь нас интересует вопрос стратегического сближения между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон.

Объектомисследования в настоящей работе является весь комплекс современных межгосударственных отношений России и стран исламского мира, включая их исторические предпосылки.

Предметом исследования является развитие тех тенденций, которые способствуют или препятствуют сближению и взаимодействию России и «исламского мира», устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представленияо стратегическом сближении между Россией и исламским миром и значение этого сближения для обеих сторон. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. раскрыть понятие «исламский мир»;

2. выполнить сводный анализ современного состояния взаимоотношений России с очерченным выше «исламским миром» в целом;

3. выявить характер и перспективы взаимодействия России с исламскими государствами.

Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений партнерства России и стран исламского мира.

Характеризуя степень научной разработанности данной темы, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Научная значимость данной работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием. Практическая значимость темы состоит в анализе проблем, как во временном, так и в пространственном разрезах.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей базы источников по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников (метод научного синтеза и обобщения).

- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Глава 1. Россия и исламский мир: история и современность

1.1. Исламский мир на международной сцене

Исламский мир сегодня - это свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах. Более 50 миллионов проживают на так называемом "исламском Севере": в России, на Кавказе и в Центральной Азии.

Самые крупные мусульманские страны: Индонезия - 210 млн. человек, Пакистан - около 150 млн., Бангладеш - свыше 110 млн., Нигерия - около 80 миллионов, в Иране - свыше 65 миллионов, в Турции - около 65 млн., в Египте - более 60 млн., в Марокко - свыше 30 млн., в Алжире - около 30 млн., в Судане - свыше 25 млн., в Узбекистане и Саудовской Аравии - свыше 20 млн. в каждой. В Индии численность мусульманской общины превысила 140 млн. человек.[1]

Быстро растут мусульманские общины за пределами традиционного исламского ареала - в США, во Франции, Бразилии, Германии, Великобрита-нии, Италии, Японии, Голландии и т.д. Всего в Европейском Союзе уже живут более 15 миллионов мусульман, и ожидается, что эта цифра возрастет до 40 млн. к 2015 г.По оценкам специалистов, к 2025 году приверженцы ислама составят не менее 30 процентов населения Земли.[2]
Исламский мир сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций. Самой влиятельной из них является созданная в 1969 году Организация Исламская Конференция (ОИК), которая насчитывает 57 государств (в том числе по два из Европы и Латинской Америки и шесть государств СНГ). В то же время исламский мир - это тысячи международных неправительственных, религиозных, общественных организаций, формирую-щих сложную систему коммуникационных сетей на уровне различных социальных, профессиональных, корпоративных и иных групп исламского мира.
Мы знаем, что сообщество российских мусульман - это вторая по численности конфессиональная группа в стране. И взаимоотношения России с Исламским миром непосредственно и опосредованно влияют на внутриполитическую стабильность в стране.

"Исламский" фактор в общественно-политической жизни России как значимое явление стал проявляться на рубеже 1980-1990-х гг. Первоначально это было связано не столько с непосредственно возрождением самой религии, сколько с появлением национальных общественно-политических организаций, рассматривающих исламский фактор как важнейший компонент национального самосознания и необходимый атрибут в борьбе за суверенитет. Так появление первых религиозных институтов в ряде территорий и республик было результатом деятельности этих организаций.[3]

Таким образом, «Исламский мир» сегодня - это десятки крупных межгосударственных организаций.

Насегодняшний день«исламский мир» насчитывает свыше 1,3 миллиарда мусульман, проживающих на нашей планете. Приверженцы этой религии составляют большинство населения более чем в 40 странах, и их число неуклонно растет.

Мировой ислам переживает небывалый подъем. Его центры непрерывно развивались и накапливали духовный и интеллектуальный потенциал, его демографический и финансовый потенциал колоссально вырос и представлен сейчас нефтяными гигантами Ближнего Востока.

1.2.Россия и исламский мир: исторический контекст

Отношения России и исламского мира исторически складывались достаточно противоречиво и сложно. Последняя война Советского Союза тоже проходила на территории мусульманской страны - Афганистана. В то же время традиционно между двумя сторонами, как считает целый ряд известных специалистов, существовало и существует совпадение или значительная близость по многим стратегическим, геополитическим и социокультурным ценностям.

Многочисленные в истории конфликты между Россией и странами исламского мира, по мнению некоторых известнейших русских ученых, объясняются тем, что во взаимоотношениях между православным и мусульманским мирами всегда незримо присутствовала "третья сила", которой такие конфликты действительно были выгодны.[4]

В двух мировых войнах ХХ века Россия и исламский мир являлись скорее объектами реализации чужих интересов, чем субъектами собственных стратегических задач. Отношения СССР с мусульманскими странами, особенно после Второй мировой войны, развивались таким образом, что с целым рядом из них (многие арабские страны, Афганистан) такие связи определялись как «особые», «дружественные». В то же время мусульманский, и особенно арабский мир особенно благодарен Советскому Союзу за поддержку законных и справедливых требований палестинского народа. Палестинский вопрос – своего рода лакмусовая бумажка, по которой исламский мир судит о позиции того или иного государства или о взглядах того или иного политика.[5]

Масштабное сотрудничество было взаимовыгодным: Советский Союз получал из стран исламского мира продовольственные и промышленные товары, в которых он остро нуждался и которые при других обстоятельствах был бы вынужден покупать на Западе совершенно по другим ценам. В ответ СССР реализовывал в исламском мире различные проекты научно-технического характера.

Динамика этого сотрудничества была такова, что в 1970-е и 80-е годы прошлого века, в контексте новых внешнеполитических тенденций, а также происходящих внутренних изменений в самом советском обществе многие ведущие политики и специалисты на Западе с заметной тревогой прогнозировали выход стратегического взаимодействия Советского Союза и исламского мира в начале ХХI века на принципиально новый уровень. В то же время, ввод советских войск в Афганистан под странным для многих в исламском мире лозунгом «интернациональной помощи» кардинально изменил эту ситуацию. Правящие круги, а тем более общественность большинства мусульманских стран, оценили этот шаг руководства Советского Союза как «объявление войны Исламу». [6]