Смекни!
smekni.com

Политические идеи древнего мира и средневековья (стр. 5 из 7)

В XIX и XX столетиях наряду с марксистской получили широкое развитие и другие концепции политологии, обогатили ее новыми положениями и выводами. Во второй половине XIX столетия известность приобрела теория завоевания Людвига Гумпловича (1838-1909) - представителя социального дарвинизма. Согласно его теории, изложенной в работах «Социология и политика», «Основы социологии», «Борьба рас», общественная жизнь изначально представляет беспощадную и непрекращающуюся борьбу между группами людей. В начале истории вражда разделенных расово-этническими признаками орд привела к порабощению одних из них другими и к возникновению государства, при котором на смену борьбе между ордами приходит борьба между сословиями, классами и партиями. Конфликт между государствами - неизбежный спутник человеческого существования. Видное место среди представителей позитивистского направления занимает Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей работе «Основания социологии» разработал теорию социальной обусловленности власти. Он считает, что в процессе своего развития общее во эволюционирует от войны к миру, от военного к промышленному (индустриальному) состоянию. Спенсер предполагал, что в будущем может возникнуть федерация высших наций, которая в качестве верховной власти запретит войны между народами. Он также полагал, что в основе общественных отношений лежит не взаимная ненависть людей, а их сотрудничество (кооперация). Эволюция общества способствует подавлению агрессивных инстинктов людей и возник­новению нового типа человека, который сможет гармонично соче­тать удовлетворение своих личных и общественных потребностей. Широкое распространение в начале XX столетия получила теория элит, создателями которой были два итальянских ученых: Вилъфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858-1941). Г. Моска в работе «Элементы, политической науки» утверждает, что власть всегда находилась и должна находиться в руках меньшинст­ва. Когда она переходит из одних рук в другие, то переходит от одно­го меньшинства к другому, но никогда от меньшинства к большинст­ву. Это правящее меньшинство автор называет господствующим классом, элитой. Политический прогресс состоит в переходе власти от одной правящей элиты к другой. Каждая элита правит путем распространения той идеологии, которая отвечает задачам ее власти. Г. Моска указывает на две тенденции в истории государств: аристократическую и демократическую. В первом случае власть на­ходится у замкнутых элит, во втором - у элит, исходящих из масс. Выборы - это способ обновления элит. В. Парето в работе «Трак­тат об общей социологии» рассматривает элиту как группу прирож­денных руководителей нации, как людей, наделенных выделяющи­мися на общем фоне качествами. Он считал, что во всякую эпоху существуют две такого рода группы - элита и контрэлита, которые ведут между собой борьбу за власть с помощью мобилизации масс. Доминирующим качеством правящей элиты служит способность уп­равлять людьми, подчеркивает В. Парето. Индивиды, наделенные та­кой способностью, манипулируют массами с помощью обмана или на­силия. Если элита не обновляется, то она деградирует, что ведет к ре­волюции, в ходе которой происходит смена состава правящей группы. В. Парето отмечал, что история - это «кладбище аристократии». Учение о власти нашло свое дальнейшее развитие в теории олигархизации (бюрократизации) политических партий, разработан­ных Моисеем Острогорским (1854-1919) и Робертом Михельсом (1876-1936) как раз на рубеже XIX и XX вв. М. Острогорский в работе «Де­мократия и организация политических партий» выделяет три ста­дии в развитии политических партий: аристократические группиров­ки, политические клубы, массовые политические организации. На третьей стадии, указывает Острогорский, происходит бюрократиза­ция руководства партии, а демократия в партии невозможна. Аналогичные выводы делает Р. Михелъс в работе «Социология политических партий». Он формулирует закон олигархизации по­литических партий. Вожди уступают власть в партии только вож­дям, но не массам. Власть в партии принадлежит руководителям, поддерживаемым профессионалами, платным, назначаемым аппа­ратом. Участие рядовых членов в руководстве ее невозможно, а так как партия - это общество в миниатюре, то в обществе тем более не­возможно участие всех граждан в управлении государством. Особое место в развитии науки о политике принадлежит не­мецкому социологу Максу Веберу (1864-1920), работы которого ока­зали сильное влияние на мировую социологию и политологию XX века. В работах «Протестантская этика, и дух капитализма», «Хозяйство и общество» М. Вебер утверждает, что в позднекапиталистическом обществе политическая жизнь людей в решающей степени определяется бюрократией - быстро растущим слоем профессиональных управляющих. Тотальная бюрократизация, по М. Веберу, представляет собой неизбежную тенденцию современного общества. Однако в отличие от сторонников теории элиты, М. Вебер рассматривал бюрократию не как господствующий класс, а как независимый от общественных групп инструмент власти, ко­торым может завладеть любая из этих групп. Он разработал и теорию демократии, центральным звеном которой стало учение о ме­ханизме социального контроля над обособленным от общества бю­рократическим аппаратом. Главное внимание он уделял технике отбора политической элиты, которая должна подчинять себе бюрократию. Здесь им разработаны две взаимосвязанные проблемы: типология господства и способы легитимизации (признание законности) этих типов господства. М. Вебер рассматривал господство как монопольную власть, а последнюю - как способность навязывать свою волю с помощью обязывающих приказов. Господство, по Веберу, - это узаконенное насилие, которое бывает трех типов: традиционное, харизматическое и легальное. Традиционное господство основано на обычае. Для его легитимизации нужна вера людей в законность власти. Это сословное господство. Харизматическое господство опирается на личную преданность людей политическому лидеру. Легитимизация здесь происходит благодаря вере в особые политические качества вождя. Легальное господство основано на праве. Способ его легитимизации - вера в рациональность норм, обязывающих одних людей подчиняться другим. Бюрократия является идеальным типом легального господства, воплощением рациональности власти. Разработанное М. Вебером учение о бюрократии не потерял» своего значения и в настоящее время. Он считал, что ее общими чер­тами являются: а) неизменные методы руководства; б) четкое распределение функций; в) иерархия властных полномочий; г) коллективная (государственная) собственность на средства осуществления власти и служебные места; д) кругообращение документов. Условиями занятия любой должности в этом аппарате власти являются: назначение, выполнение определенных обязанностей, наличие необходимой квалификации, постоянство служебной деятельности, платность. В противовес бюрократической рациональности М. Beбер предложил концепцию харизматического лидерства вождей, опирающегося на иррациональную веру масс в их сверхчеловеческие качества, мобилизующего эти массы с целью подчинения обществен­ным интересам оторванной от общества бюрократической машины. В этом лидерстве М. Вебер усматривал альтернативу бюрократии. Демократизацию М. Вебер понимал как мобилизацию масс по­литическими лидерами, рассматривая ее в качестве действенного средства противодействия тотальной бюрократизации. В то же время харизматический лидер уравновешивает и попытки узурпации вла­сти со стороны олигархических групп самого гражданского общества. В этом плане М. Вебер придавал особое значение институту прези­дентства, а президента рассматривал как избранного вождя нации. Рассматриваемые нами политические концепции представ­ляют собой своеобразный переход от классической политической науки к современной политологии, которая характеризуется различными школами и направлениями исследования. Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и де­мократизации общественной жизни в условиях перехода цивили­зации к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления видное место занимают американские полито­логи Гарольд Дуайт Лассуэлл (1902-1978), Роберт Алан Даль (род. в 1915), Олвин Тоффлер (род. в 1928), итальянский политолог Норберто Боббио (род. в 1909), французский политолог Мишель Крозье (род. в 1922) и другие. Г. Лассуэлл свои исследования проводил на основе использо­вания эмпирических наблюдений и анализа статистических данных. Так, в книге «Анализ политического поведения. Эмпирический под­ход», вышедшей в свет в 1949 г., он затрагивает широкий круг про­блем взаимоотношений между людьми, морали и религии, науки и политики, методов познания политических явлений, понятий, тер­минов, используемых американскими политологами. Роберт Даль около пятидесяти лет занимается исследованием элит и групп, принимающих решения, анализом развития либераль­ной демократической теории. Названия его книг «Введение в демо­кратическую теорию», «Кто управляет? и, «Плюралистическая демократия в Соединенных Штатах», «Полиархия» и др. говорят о направленности и содержании исследований. Он рассматривает политическую систему как любой устойчивый тип человеческих от­ношений, который включает в себя в качестве главных компонентов власть, руководство или авторитет. Представляют интерес выводы и определения власти полито­лога Олеина Тоффлера. В книге «Смещение власти: знание, богат­ство и сила на пороге XXI века» он утверждает, что в условиях по­стиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Веду­щим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство. Анализируя смещение власти на мировом уровне, Тоффлер выделяет три наиболее значительных структурных сдвига. Первый - распад «монолитного Советского блока» и смеще­ние сконцентрированной в Москве «огромной власти» в независимые ныне страны Восточной Европы. Второй - крупная трансформация в группе развивающихся стран. Они делятся по уровню развития на несколько подгрупп: аг­рарные общества (африканские страны); индустриальные общества «второй волны» (Бразилия, Индия и др.) и наконец, прошедшие ста­дию индустриализации и стремительно развивающие технологию «третьей волны» (Сингапур, Южная Корея и т. д.). Третьей - сформировавшиеся новые развитые страны, в ре­зультате чего США получили сильных конкурентов в лице Японии и объединяющейся Европы. Таким образом, глобальная структура, отражавшая господство индустриальной мощи «второй волны», распадается в условиях становления суперсимволической экономики. Приоритет знания диктует новые принципы классификации стран (не деление на капиталистические и социалистические блоки). В качестве основного критерия являются темпы развития: страны с высокими темпами и низкими темпами. Власть от стран с богатыми природными ресурсами перейдет к тем, кто контролирует знание, необходимое для создания новых ресурсов. Значительная часть современных политологов посвятили свои исследования проблемам международной политики и международ­ных отношений, проблемам разрешения конфликтов, вопросам по­литического лидерства, личности и политики, теориям систем и дру­гим.