Смекни!
smekni.com

Геополитические особенности развития США (стр. 1 из 2)

Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

филиал г. Анадырь

Контрольная работа

Дисциплина: « Геополитика ».

Тема: Геополитические особенности развития США

Курс: 4

Специальность: 061000 ГиМУ

Принял: Мякиненков В.М.

Сдала: Кузнецова В.М.

Оценка ______________

Дата: 21.01.2006г.

Анадырь 2006 г.

ПЛАН:

1.История становления США как мировой геополитической державы.

2. Общая характеристика геополитики США.

3.Россия в геополитике США.

1.История становления США как мировой геополитической державы.

История становления США как мировой геополитической державы проходила поэтапно, и путь к вершине могущества, достигнутой в конце 20 века был далеко не всегда прям и благороден. Скорее всего, это была дорога, по которой продвигалось постоянно набирающее силу, вес, накачивающее экономические, военные, финансовые мускулы государство- хищник.

Америка, или Новый Свет (в отличие от Старого Света, к которому относят Европу, Азию и Африку), гигантской дугой протянулась с севера на юг, отделяя Тихий океан от Атлантического и преграждая прямой путь из Европы на Даль­ний Восток и в Юго-Восточную Азию. Обойти этот барьер с севера, где он заходит в арктические широты, практически невозможно. Обход с юга связан с большими трудностями и сильно удлиняет путь. Ширина Америки значительно меньше длины, а в самом узком месте на территории Панамы она менее 100 км. Именно здесь в начале XX века проложен Панамский канал длиной - 80 км, который связал морским путем Тихий и Атлантический океаны.

Считается, что Америка для европейской колонизации открыта 12 октяб­ря 1492 г. Христофором Колумбом, генуэзцем, находящимся на испанской службе. Вслед за первооткрывателями шли конкистадоры — завоеватели, тог­дашние разбойники моря; испанцы, португальцы, англичане, французы, гол­ландцы. Южная и " Центральная Америка, а также Мексика оказались в основ­ном в руках испанцев и португальцев, а Северная Америка, к северу от р. Рио-Гранде в руках англичан и французов. Острова Вест-Индии были разделены между испанцами, англичанами, французами, голландцами. Многие из них в последующем неоднократно меняли своих хозяев.

Во второй половине XVIII века развернулась борьба американских коло­ний за независимость. В 1776 г. была провозглашена независимость США, а в конце первой четверти XIX века обрели независимость почти все испанские колонии в Америке, стала независимой от Португалии и Бразилия. С этого момента начала формироваться новая зона талассократии. Центр талассократии по существу, начал переходить от бывших талассократических госу­дарств (Испании, Португалии, Голландии, Великобритании) сначала к США и Канаде, а затем и ко всему американскому континенту.

На континенте сформировались новые нации в результате смешения ко­ренного населения (индейцев), европейских переселенцев и рабов из Африки. Ко времени открытия Америки европейцами индейские народы были на раз­ных стадиях развития. Основная часть населения была сосредоточена в гор­ных областях южной Мексики и в Андах, где сложились земледельческие цивилизации (государства ацтеков, инков и др.). Большая же часть террито­рии всего материка была заселена малочисленными племенами, занимающи­мися собирательством, охотой, рыболовством и примитивным земледелием. Происхождение индейцев по последним археологическим данным связывают с несколькими миграционными волнами через «Берингов мост» из Северо-Восточной Азии. Возможно, впервые это произошло 25-35 тыс. лет назад.

Европейская -колонизация вызвала глубочайшие изменения в судьбе ко­ренного населения. Значительная часть индейцев была физически уничтоже­на, пала жертвой непосильного труда, либо погибла от эпидемических болез­ней, к которым у аборигенов не было иммунитета. Самобытность культуры и этническую независимость смогли сохранить лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, парагвайцы-гуарани, индейские народы Южной Мексики), а также малочисленные племена, затерянные в отдаленных от по­бережья районах (бассейн Амазонки, лесная зона Северной Америки) и в резервациях. В США и Канаде индейцы теперь составляют менее 0,5% насе­ления, тогда как в Гватемале и Боливии — более половины его. В Мексике, Сальвадоре, Перу, Эквадоре и некоторых других странах основная часть жи­телей — метисы, а в Вест-Индии и Бразилии — нефы и мулаты.

В результате постепенно сложилось деление Америки на две основные со­циально-культурные и этнические области: Северную Америку, куда входят страны с преобладанием английского языка (США и Канада) и Латинскую Америку (страны Южной Америки, Мексика, страны Центральной Америки и Вест-Индии). Административно континент делится на государства, состав которых был рассмотрен ранее.

В экономическом делении Америке можно выделить Сев. Америку (США и Канаду), а также крупные достаточно развитые страны Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину) и остальные менее развитые страны. В дан­ном разделе представляется целесообразным охарактеризовать только первые две группы стран.

В геополитическом плане центром региона без сомнения является Север­ная Америка. Именно здесь центр экономической, военной и политической силы. Именно здесь культурный и социальный центр талассократии. Из центра могут быть проведены три луча распространения влияния талассократии: на юг, на восток (в сторону Атлантического океана) и на запад (в сторону Тихого океана). Первая задача — организация геополитического простран­ства вдоль южного луча — была решена в первой половине XX века путем реализации доктрины Монро (рассмотрена ранее).

На восточном направлении геополитическое пространство организовано с помощью блока НАТО. На данном направлении в Европе талассократия имеет непосредственный контакт с представителями теллулократии. Именно тут проходит фронт противоборства двух стихий. Современный этап этого противоборства характеризуется наступлением талассократии (расширение НАТО, переустройство внутренней организации стран Восточной Европы и Азии и многое другое).

С начала XX в. основополагающая геополитическая аксиома провозглаша­ла США в качестве континентального острова по отношению к значительно большему земельному массиву Евразии. Объединенные ресурсы Евразии рас­сматривались как серьезная угроза. Поэтому американский интерес состоял в том, чтобы никакая отдельная держава или группа держав, враждебных или потенциально враждебных США, не доминировали в этом регионе или в зна­чительной его части. Окончание второй мировой войны, победа революции в Китае (в 1949 г.) испугали талассократию. В качестве меры остановки экспан­сии теллулократии было начало «холодной войны». Был создан Североатлан­тический альянс, реализованы многие экономические, политические, идеоло­гические и другие меры. В ходе противоборства неоднократно возникали кри­зисы (блокада Западного Берлина, «карибский кризис» и др.). Западный альянс хотел переиграть итоги второй мировой войны с позиций экономической во­енной и моральной силы. Советский блок хотел расширить сферу влияния социализма, делая упор на идеологию равенства и военную помощь «классо­вым союзникам.

Первый колоссальный прорыв баланса сил связывают с расколом в социа­листическом лагере — отказом Китая от союза с СССР в начале 60-х годов. Т.е. первая победа получена на западном геополитическом луче (с точки зре­ния западного полушария). Следующим шагом было разрушение Восточного блока и самого СССР. Далее последовало расширение сферы североатланти­ческого влияния на восток в виде плана расширения НАТО.

Россия по существу одобрила это продвижение, подписав соответствующий акт. Затем подобный акт был подписан с Украиной, даются словесные обеща­ния ряду других восточноевропейских государств. Предпринимаются усилия не допустить союза России и Китая. Именно в крепнущем Китае (на западном луче) американские политики ныне видят страну, которая «угрожает» интере­сам США в Евразии в сложной геополитической игре, где конечная цель — расчленение России и установление на континенте гегемонии талассократии.

Подобный замысел предполагает в качестве важнейшей геополитической цели США установление в мире «мягкой американской гегемонии». В крат­косрочном плане предусматривается закрепить завоеванные позиции, а в дол­госрочном — выстроить такую трансъевразийскую систему, которая бы обес­печила глобальное доминирование США [1].

Таким образом послевоенная история показывает как стремительно может меняться геополитическая картина, как быстро приносят результаты геополи­тические усилия. Еще е первой половине 80-х годов Америка считала себя «островом» по отношению к Евразии, а сегодня уже чувствует здесь себя хозяином. Препятствием к дальнейшему наступлению служит консолидиро­ванная Россия. Поэтому ближайшие геополитические задачи заключаются в отделении ее от других стран СНГ, в развале, например, на три части: евро­пейскую, сибирскую и дальневосточную.

На западном луче, т.е. в отношении Китая, задачей является обретение этого государства в союзники (вспомним, что по своей природе Китай относят к неустойчивым в геополитическом плане государствам). Китаю уже в ноябре

1997 г. президентом Клинтоном было сделано предложение о стратегическом партнерстве, т.е. более чем за год до того, как такое предложение последовало от премьер-министра России Е. Примакова в ходе его визита в Дели (декабрь

1998 г.). Известный геополитик США 3. Бзежинский утверждает, что без китайско-американского стратегического сотрудничества, служащего восточ­ным якорем для американского присутствия в Евразии, у Америки не будет стратегии для Азиатского континента, что в свою очередь, лишит ее геостра­тегии для Евразии в целом. Как видно из этого утверждения, Америке уже не достаточно «малых якорей» в Японии, в Южной Корее, в Малайзии, в ряде других азиатских стран, чтобы «охватить» теллулократию и установить свою «мягкую гегемонию» над ней.