В политической деятельности реализуется социально ориентированное общение людей, их личное воздействие друг на друга. В процессе такого общения в политической деятельности человек выступает не в качестве абстрактного объекта, а как неповторимая индивидуальность, связанная с реальными жизненными ситуациями. Это предполагает наличие у субъектов политической деятельности знаний о человеке как на уровне индивида, так и на уровне общих проблем его бытия и развития. Овладение субъектом политической деятельности научной концепцией человековедения становится необходимой предпосылкой его эффективного профессионального политического руководства.
В условиях политизации общества, актуализации роли субъектов политики в массовом сознании закрепилось многообразное и противоречиво полярное отношение к ним. Оно заключает в себе веру и неверие, поддержку и отрицание, одобрение и неодобрение, надежды и разочарования. Общая социально-экономическая и политическая ситуация в обществе определяет характер этого отношения к субъектам политической деятельности и социально-политическим институтам.
В конкретных условиях существующие противоречия в политической деятельности, как акция проверки профессиональной способности ее субъектов быть в авангарде политических процессов, показали, что уровень их профессионально компетентности явно не соответствует целям и задачам общества. Следовательно, одной из предпосылок прогрессивного развития общества, является создание новой системы научно-профессиональной подготовки кадров государственных и общественных институтов власти. Обоснованные требования общества к субъекту политической деятельности, соответствие которым обеспечивает полноценное осуществление им политической деятельности со всей актуальностью ставят вопрос о необходимости его целенаправленной профессионализации.
Требования профессии — это требования к знаниям, умениям, навыкам, профессиональным позициям и индивидуальным особенностям политика, которые необходимы для его успешной политической деятельности. Они формируются и развиваются на основе личностно-профессиональных способностей субъекта политической деятельности, которые рассматриваются как способности к данному виду деятельности, сформированные в процессе выполнения определенных функций на основе взаимодействия потенциальных возможностей и сформированных профессионально востребованных качеств личности. Практика свидетельствует, что серьезные недостатки политической деятельности, ее низкая эффективность обусловлены отсутствием специального профессионального образования политических кадров с учетом ее специфики.
Чем больше профессиональная деятельность нагружена функциями по руководству и управлению, тем больше требований она предъявляет к личностно-профессиональным качествам политика. Профессиональный облик субъекта политической деятельности достаточно сложен, будучи совокупностью разнородных политических ролей, связанных с выполнением задач и функций политической деятельности, индивидуальных особенностей самой личности, ее разнонаправленных, порой противоречивых идейных идентификаций, «гармонизации» всего вышеназванного в сознании личности. «Средний человек», не профессиональный политик становится субъектом политики, если он знает, каковы социальные потребности и интересы, чем обусловлены противоречия между ними, каковы возможности практического разрешения либо устранения этих противоречий и какова связь между его собственными потребностями, интересами и стремлениями, с одной стороны, и состоянием социальных потребностей и возможностей — с другой. Однако для профессиональной политической деятельности этого недостаточно.
Чтобы профессиональная политическая субъектность личности была реальной и устойчивой, ею должны выполняться определенные условия, относящиеся к сфере политического знания и к самой возможности действия. Это предполагает определенный уровень развития субъекта, его профессионализма и мастерства.
Профессиональная развитость субъекта политической деятельности позволяет ему эффективно «конструировать» политическую обстановку. Но для этого ему необходимо освоить методы научной оценки политических ситуаций, профессионально овладеть приемами саморегуляции и специальными механизмами психологического и социально-психологического воздействия. Это даст возможность субъекту политической деятельности на профессиональном уровне: изучать, интерпретировать, оценивать социально-психологические характеристики, способствующие или препятствующие достижению планируемых результатов; учитывать эти решения при выработке политических решений; использовать социально-психологические характеристики в качестве рычагов, способов и приемов работы; предвидеть и планировать возможные последствия политической деятельности; применять психологически целесообразные и обоснованные средства, формы и методы политической деятельности.
Таким образом, функции политической деятельности — это те ее объективные характеристики, выполнение которых определяет проявление ее сущности и содержания. Правильное определение функций имеет теоретическое, методологическое и практическое значение. Как видно из анализа теоретико-методологических и практических сторон данной проблемы, еще недостаточно четко обозначена диалектика процесса изменения содержания и характера политической деятельности, а значит, не обеспечивается необходимая модификация ее функций. В трактовке функций также недостаточно полно и объективно отражены принципы продуктивной политической деятельности. Исходя из сопоставления сложившейся в прежние десятилетия концепции политической деятельности, можно дать примерную классификацию функций политической деятельности в условиях нашего отечества. Они могут быть представлены следующим образом.
1. Функция политического обеспечения государственной целостности и основ государственности.
2. Функция развития демократизма как одного из необходимых условий жизнедеятельности цивилизованного общества.
3. Функция формирования политической культуры людей, оснащения их необходимыми знаниями и навыками политического поведения.
4. Функция, способствующая экономическому развитию, упорядочению экономических и хозяйственных отношений.
5. Функция гуманизации всех сфер и структур общества, очеловечивания, т. е. придания определенной морально-психологической направленности развития человеческих взаимосвязей во всем их многообразии.
6. Функция мировоззренческая (идеологическая), связанная с формированием и навязыванием своих политических идеалов, ценностей и доктрин, их пропагандой.
Реализуя эти функции субъект политической деятельности, оказывает влияние на проводимую политику. Политик может иметь номинальную власть, власть авторитета и общественного признания. Следовательно, сущность, структура и функции политической деятельности, ее специфические особенности имеют определенные критерии, которым должна соответствовать личность политика как субъекта деятельности. Соответствие субъекта политической деятельности выдвинутым критериям свидетельствует о его профессиональной пригодности.
Теоретическое исследование и структурно-функциональный анализ политической деятельности и ее эффективности на современном этапе развития общества позволяет сделать следующие выводы. Политическая деятельность — исторически сложившийся вид особой общественной активности человека, предметом которой являются проблемы жизнедеятельности людей, удовлетворения их насущных потребностей и интересов, определение перспектив и направлений общественного движения, управления политическими, социально-экономическими процессами, а также владения и использования политической (государственной) власти. Политическая деятельность представляет собой целостную систему, имеющую свою структуру, внутренние переходы, превращения и развитие. Изменяя объективную реальность, политическая деятельность, с одной стороны, подвержена влиянию субъективных проявлений политика, с другой — преобразует внутренний мир субъекта деятельности, детерминирует раскрытие и реализацию его личностно-профессиональных качеств и потенциальных возможностей.
Эффективность политической деятельности определяется уровнем ее профессионализации. Профессионализм субъекта политической деятельности, как «искусство», «мастерство» полноценным ее владением, адекватен профессиональной развитости субъекта и его подготовленности научно осуществлять политическую деятельность на профессионально-технологическом уровне. Одним из критериев профессиональной пригодности субъекта политической деятельности является его реальная способность активно воздействовать на протекающие в обществе процессы, влиять на мировоззренческие позиции больших и малых социальных групп, отдельных индивидов, эффективно выстраивать субъектно-объектные отношения. Профессиональная политическая деятельность требует специальной подготовки по овладению ее субъектами научной концепцией и практикой творческого политического труда. Особенность профессиональной самореализации субъекта политики проявляется в стиле его политической деятельности.
Стиль деятельности субъекта политики отражает его индивидуальный почерк в реализации своих функций. Он представляет собой устойчивую систему характерных подходов и способов деятельности, общения и поддержания взаимосвязей в обществе, сформированных под воздействием внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, понятие «стиль» (лат. stylus, греч. stylos — стерженек, палочка для письма) означает совокупность приемов деятельности и поведения политика.