Смекни!
smekni.com

Политическая культура 6 (стр. 2 из 3)

Коммуникативная функция. Совместное участие людей в политическом процессе способствует их общению, а, следовательно, взаимопониманию. Оно предполагает на­личие определенной взаимозависимости людей, которая должна основываться на контактах между ними и на осознанной общности в политических взглядах и убежде­ниях.

Интегративная функция политической культуры пря­мо следует из коммуникативной. Процесс формирования политической культуры общества, отдельных индивидов способствует объединению разнородных элементов обще­ственной системы, повышению уровня ее целостности и организованности. Она содействует упорядочению отно­шений между индивидами, политическими партиями, го­сударством и пр.

Типология политических культур

Процессу развития духовной культуры общества, пе­рехода ее на более высокие ступени и уровни всегда соответствует процесс развития политической культуры, которая является ее составной частью. Отталкиваясь от идеи французских просветителей о том, что цивилизован­ное общество — это общество, основанное на началах разума и справедливости, мы можем утверждать, что под политической цивилизованностью следует понимать осу­ществление политики и реализацию власти на базе тех же принципов в интересах людей, социального прогресса и гражданского общества. Политическая цивилизованность в содержательном плане является критерием политичес­кой культуры общества и конкретных индивидов.

Рассмотрим типологию политических культур современ­ной цивилизации.

Модели и типы политических культур чрезвычайно разнообразны, проявляются по-разному и в различных модификациях. Классификация их зависит от того, какой критерий будет избран для выделения типов культур.

- Если мы возьмем за основу исследования социальную структуру общества, то обнаружим, что каждый соци­альный слой, класс, каждая общность людей имеют специфический тип политической культуры. Критерием выделения типов культур будет в этом случае социаль­но-классовый. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политичес­кую культуру мужчин и женщин.

Н. Смелзер приводит исследования, доказывающие, что женщины меньше активны в политике, чем мужчины, что женщины голосу­ют на выборах за людей мирно настроенных, честных и откровенных, а мужчины отдают предпочтение кандида­там, стремящимся упрочить экономическое благосостоя­ние.

- Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный крите­рий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т. д.) представляет собой целостность, в которую органи­чески вплетаются наряду с другими элементами и поли­тические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации.

- Если мы хотим сделать акцент в своем исследовании на типологии политических культур современных цивили­зованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной вла­сти.

Политический режим всегда порождает соответству­ющую ему модель политической культуры, характеризу­ющуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешан­ные формы. Тем не менее можно выделить две основ­ные модели политической культуры современных об­ществ: тоталитарную и демократическую. Дадим их крат­кую характеристику.

Тоталитарная модель политической культуры отли­чается такими признаками: а) приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство); б) непредсказуемость и неопреде­ленность (вчерашний герой сегодня может стать преда­телем): в) широкомасштабное использование организован­ного насилия; г) усилия по достижению всеобщего уча­стия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.

Тоталитарная модель политической культуры построе­на на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимиз­ме — с другой. Но при этом нельзя не признать, что она обладает относительной долей устойчивости и орга­низованности, которая проявляется, как правило, на кон­кретном этапе развития и в конкретном обществе благо­даря вышеперечисленным свойствам. Это мы видели на примере нашей страны, где за десятилетия сложилась единонаправленная модель политической культуры, а по ее подобию шаблонно, в массовом порядке через поли­тические и информационно-идеологические институты шло формирование политических качеств конкретных индиви­дов. Модель политической культуры вполне соответство­вала модели политической системы.

Тоталитарные системы настраивают против себя подав­ляющее большинство населения. Рано или поздно насту­пает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюда­ется тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный, и, как отмечал И. А. Ильин, он требует осторожности и осмотрительности. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притвор­ство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу. Нельзя просто объявить демократию, ибо она будет сразу понята, как анархия. Надо научить людей жить в демократи­ческом обществе. Нужно время, чтобы народ научился разуметь свободу, нуждаться в ней, ценить ее, уметь пользоваться ею и бороться за нее. Народ должен нако­пить политические знания, политический опыт, которого у него практически не было, и навыки политической дея­тельности.

Кроме того, победа демократии в обществе невозмож­на без политических лидеров и политиков-профессиона­лов, имеющих достаточно высокий уровень политической культуры. Задача выдвижения новых политиков, облада­ющих такими качествами, как гражданская честь и от­ветственность, ум и воля, организаторские способности, дальнозоркость и образованность, имеет большое значе­ние в процессе перехода к демократической модели политической культуры общества.

Основным компонентом демократической модели по­литической культуры является плюралистическая демок­ратия,предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкива­ются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели — идея граждан­ского общества как система самостоятельных и незави­симых от государства общественных институтов и иници­атив.

Демократическая модель политической культуры не является, конечно, идеальной, но из реально существующих она самая оптимальная, поскольку именно она предполагает цивилизованные взаимоотношения между людьми в сфере политики.

Признаки современной политической культуры

Рассмотрим признаки совре­менной политической культуры цивилизованного обще­ства.

1. Политическая толерантность. Она означает терпи­мость к иным политическим взглядам, к чужому поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Этот прин­цип неприемлем в тоталитарных обществах, поскольку они основаны на твердой вере в обладание высшей истиной, единственным рецептом достижения счастья. В демокра­тическом обществе толерантность обуславливает возмож­ность легальной борьбы за власть, существование легаль­ной оппозиции по отношению к правящей партии, а так­же согласие между всеми политическими силами обще­ства относительно соблюдения «правил игры» в полити­ческой сфере. Особенно важно соблюдение этого прин­ципа в периоды крупных политических кампаний (напри­мер, выборов), а также во времена серьезных полити­ческих кризисов.

2. Искусство диалога и компромисса. Плюралистичес­кая демократия современного общества предполагает своеобразный эклектизм: сочетание и взаимодействие самых разнообразных социальных и политических сил, интересов, потребностей, а это в свою очередь влечет за собой необходимость диалога между ними, нахожде­ния общих позиций, точек соприкосновения. Результатом диалога является компромисс. Искусство идти на комп­ромисс — одно из важнейших качеств, характеризующих высокий уровень политической культуры, а компромисс— незаменимый инструмент баланса интересов. Суть его — в способности четко представлять приоритет целей, жер­твовать менее значительным, чтобы в итоге добиться более значительного, не побояться сегодняшних минусов, если завтра благодаря этому можно получить серьезные плюсы.

3. Легитимность — признание гражданами своей обя­занности подчиняться правительству, вытекающее из об­щей веры в добрую волю властей, из уверенности в том, что правительство пришло к власти законным путем и властью не будет злоупотреблять, а будет ею пользо­ваться в соответствии с установленными традициями и законом, а также интересами населения. Чем выше легитимность, тем меньше насилия и принуждения в общест­ве.

Процесс формирования в обществе перечисленных признаков политической культуры сложный и длительный. Большую роль в нем играет политическая традиция, которая придает специфическое конкретно-историческое и национальное содержание политическим ценностям: демок­ратии, плюрализму и др. Такие черты политической куль­туры, как стремление к компромиссу, терпимость, предсказуемость политической поведения, неприятие догматиз­ма, сложились в разной степени в различных странах Европы и других регионов мира.

Политическая культура всякого общества объективно стремится к консенсусу, т. е. к принятию всеми членами общества единых ценностей, но реально это невозмож­но, поскольку во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные политические ориентации, убеждения, взгляды и традиции. Поэтому гораздо чаще встречается такой феномен, как «политическая субкуль­тура», которая воспринимает часть ценностей общей куль­туры, но базируется в основном на иных ценностях. Под политической субкультурой мы понимаем систему поли­тических ориентации, убеждений и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Формируется она под влиянием таких факторов, как социальный класс, этничес­кое происхождение, религия, место жительства и др. Носителями политической субкультуры могут быть демок­раты, коммунисты, националисты, сторонники иных соци­ально-политических ориентации.