Кроме понятий «политическая культура общества» и «политическая культура социальной группы (класса, нации и др.)» существует понятие «политическая культура личности». Политическая культура индивида основывается на политической культуре общества и группы, в которую она входит, являясь их частью. Но в то же время личностное восприятие ценностей может не совпадать с принятым в данном обществе либо совпадать, но не в полной мере, т. е. политическая культура личности не полностью сводима к политической культуре общества в целом или социальной группы.
Характерные особенности российской политической культуры
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
- ведущая доминирующая роль ценностей коммунитаризма;
- внутренний раскол политической культуры, выражающийся, в частности, в преобладании ценностей патриархально-традиционалистского типа;
- персонализированное восприятие власти;
- недопонимание, недооценка роли представительных органов власти;
- тяготение к исполнительским функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;
- непопулярность контроля за властями в сочетании со слабым уважением к закону и др.
Например, развал политического центра в России всегда ведет к «смуте» в обществе и к краху государственного устройства, что видно четко из истории России: начало XVII в., 1917г., 1991г. Восстановление же власти является основной предпосылкой для преодоления кризиса (выбор на царство Михаила Романова в 1613г., победа большевиков в гражданской войне 1918-1921гг., победа Ельцина в событиях сентября- октября 1993г.)
Лишь при наличии сильной власти можно говорить о стабильности Российского государства и общества. Политическим достижением московских князей специалисты считают их отказ от принцип наследования верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси. Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позволял создать сильное государство. Большевистская диктатура в сущности соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей. Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти. В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты. Власть олицетворяется одним человеком. В этом одна из основ стабильности русской политической культуры. Особый характер русской культуры был во многом предопределен расколом отечественной культуры, последовавшим в результате преобразований, предпринятых Петром 1, когда он решил «переломить все через коленку» и ввести Россию в «европейский дом». То была попытка изменить сам менталитет, то есть изменить нацию. Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петровские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа «цивилизаций субкультур. Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке. Раскол общества на две основные субкультуры: « склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя европеизированные «верхи» России- аристократию, чиновничество, дворянство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характерное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.
До сегодняшнего дня политическая культура России характеризуется глубиной раскола на две субкультуры. По мнению одного из современных российских политологов, « различия субкультур подчас настолько разительны, пропасть между ними настолько велика, что у некоторых наблюдателей может создать впечатление, будто в России сосуществуют две нации, не объединенные почти ничем, кроме общего языка и территории».
Задача формирования современного гражданского общества в России предполагает, прежде всего, преодоление данного раскола и формирование более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.
Заключение
Политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным феноменом. Она несводима лишь к политическому поведению отдельных людей, общества в целом. Политическая культура, как конкретной социальной общностью, так и обществом в целом, может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов.
Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации.
Осваивать политическую культуру - это означает учиться политике, ибо политика и есть проявление культуры, становиться активным участником политической жизни, формировать в себе политическое сознание и самосознание, овладевать политическим мышлением. В любом случае культурная политика обязана исключить возможные перекосы во взаимодействии государства с гражданским обществом.
Политическая стабильность в обществе создается не только благодаря эффективной социально-экономической политике, удовлетворяющей растущие потребности индивидов, но и путем целенаправленного формирования их политической культуры. Поскольку политическая культура создает направленность и характер политической деятельности, ее уровень во многом определяет способность общества к прогрессу и созиданию.
Список используемой литературы
1. Политология: Учебное пособие для вузов / Сост. и отв. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999. - 224 с.
2. Гаджиев К. Размышления о политической культуре современной России // Мир, экономика и межд. отн. - 1996. - №2 - С.26 – 39
3. Джунусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-политический журнал. 1994. № 11 – 12
4. Житенев В.С. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990.
5. Карпухин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации. // Соц. - полит. журнал. - 1996 - №1. - С. 44 – 56
6. Кефели И.Ф. Культура и цивилизация. // Соц. - полит. журнал. - 1995. - №4. - С. 122 – 127
7. Политическая культура России: преемственность эпох. // Полис.-1994.- № 2. - С. 156-164