К преимуществам Истины Иларион относит причастность к Богу всех людей не фактом рождения, а крещением и благими делами. Заповедь любви, дарованная Иисусом, превращает всех людей в ближних, и они соединяются в любви к Богу, выполнении заповедей Христа и перестают враждовать между собой.
Термин «правда» Иларион использует, когда речь заходит о формах реализации властных полномочий или о вершении правосудия. Так, слово «оправди» Иларион употребляет как юридическую формулу, которая означает у него рассмотреть дело по правде-закону-. Термином «правда» обозначено понятие закона, снабженное определенными смысловыми оттенками. Так, по изначальному смыслу «правда» означает «Судебник, Русская правда», «правда Ярослава...право судить, карать миловать, суд и расправа», но также «истина наделе... справедливость, добродетель».
Тема праведного суда также интересовала Илариона. Он затронул проблему наказания и «милости виноватому». Принцип наказания он сформулировал как воздаяние каждому по делам его. В «Молитве» он просит Бога мало наказывать и много миловать: «мало язви и милостиво исцели, вмале оскорби и вскоре овесели». Вполне возможно, что в такой форме Иларион изложил свое отношение к наказательной политике, которую ожидал не только от Бога, но и земного властителя.
Затронутый Иларионом круг политико-правовых проблем очень широк. Теоретически он сформулировал корпус политико-юридических проблем, которые впоследствии разрешались в политико-правовой мысли на протяжении многих веков. Так, в произведениях мыслителей XIV—XVII кв. обнаруживается не только разработка основных идей Илариона, но даже встречаются целые словесные формулы и текстовые заимствования.
Более того, ученые XX—XXI вв. утверждают, что «соборный, надиндивидуальный характер этого термина («правда») является отличительной чертой правосознания российского общества, ибо в этом «непереводимом термине присутствует и истина, и нравственность, и общественная справедливость».
Весьма знаменательно, что генезис русской политико-правовой мысли связан с глубоким и многозначным произведением, каким является «Слово о Законе и Благодати», содержание и терминология которого стали такими значимыми для всей русской правовой мысли.
Проект демократической республики А.Н. Радищева
Вторая половина XVIII в. отмечена усилением крепостнического гнета в сфере социальных отношений, взрывной волной пугачевского восстания, обратившего передовые умы русского общества к поискам вариантов выхода из кризисного состояния. Другой 'проблемой, активно занимавшей русское общество, была форма правления Российского государства. Поиски ее совершенствования наметили несколько вариантов: превращение абсолютной монархии в просвещенную, различные способы конституционного ограничения монарха и. наконец, предпочтение республиканского образа правления монархическому.
Политическая теория А.Н. Радищева предложила радикальные ответы на все волновавшие современное ему общество проблемы.
Радищев А.Н. (1749— 1802) - создатель радикальной политической теории, автор проекта демократической республику в России. А.Н. Радищев термин «самодержавие» употребляет в смысле сосредоточения неограниченной власти в руках монарха. Таким образом, под пером Радищева традиционный термин получает новое смысловое содержание. Он окончательно утрачивает значение как слово, определяющее суверенность и независимость верховной власти (неактуально для XVIII в.), и обозначает только форму правления. Впоследствии абсолютную монархию в России стали характеризовать только посредством подобного понимания данного термина.
Радищев рассматривает самодержавие как состояние, «наипротивнейшее человеческому естеству». В отличие от Ш. Монтескье, различающего просвещенную монархию и деспотию, Радищев ставит знак равенства между всеми вариантами монархической организации власти.
Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного монарха, «Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду». Радищев также критикует и бюрократический аппарат, на который опирается монарх, отмечая необразованность, развращенность и продажность чиновников, окружающих трон. Он обращает внимание на особенность российского управления — наличии самостоятельной бюрократии, у которой отсутствует связь и с монархом, ц! с народом.
Свою позитивную схему Радищев конструирует, основываясь на положениям теории естественных прав человека и договорного происхождения государства! Причиной образования государства, по мнению Радищева, является природная! социальность людей. В естественном состоянии все люди были равны, но с| появлением частной собственности это равенство нарушилось. Подобно Руссо, он связывает образование государства с возникновением частной собственности. Государство возникло как результат молчаливого договора {.; в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
При заключении договора народ является в нем определяющей стороной! и оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство,! так как это было бы противоестественно.
Отдавая свои естественные права и становясь гражданином, каждый! человек должен быть уверен, что «в гражданстве ему обеспечивается'' собственность и благосостояние».
Положительное законодательство, издаваемое государством, должно быть! основано на естественном праве; в том случае, «если закон не имеет основания! в естественном праве», он как закон не существует, поскольку содержанием! права является справедливость, а не сила.
Закон положительный (государственный) не истребляет закона* естественного и «предписание закона положительного не что иное должно быть,| как безбедное употребление прав естественных».
Все положительные законы Радищев классифицирует на законы! Государственные (права и обязанности управляющих и управляемых); законы! гражданские (права лип); законы уголовные (преступления, проступки, 1 погрешности.).
Интересно утверждение мыслителя о том, что закон положительный, 1 соответствующий закону естественному, есть право, а не соответствующий -т| не право.
Законы, превращающие людей в крепостных и лишающие их естественной | и гражданской свободы, Радищев квалифицировал как «не право».
С этих позиций Радищев анализирует современное ему крепостное право. 1 Заключая договор, все люди обязаны в равной мере ограничивать свою свободу, не забывая, что все они равны «от чрева матери по естественной свободе». <| Радищев показывает теоретическую и практическую несостоятельность крепостного права, в реализации которого он видит нарушение естественных, природных законов, экономическую несостоятельность, так как подневольный труд непроизводителен, и нравственное падение народа, причем как крепостников (бесчеловечие, жестокость, бессердечие и т.п.), так и крепостных (унижение, порабощение, разорение).
Мыслитель обращает внимание на отсутствие в законах юридического статуса крепостного крестьянина. «Крестьянин в законе мертв», но по естественному праву он остается свободным человеком, имеющим право на счастье и самозащиту, и «он будет свободным если восхощет». А.Н. Радищев неоднократно подчеркивал, что злом является именно крепостное право, а не лица, его осуществляющие, и замена одного помещика на другого ничего изменить не сможет.
Противопоставление естественного права существующим положительным законам привело Радищева к революционным выводам. Он признает за народом право на восстание в том случае, если его естественные, природные- права грубо нарушаются. В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев делает грозное предупреждение правительству и дворянам-крепрстникам: «Русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности, но когда положит конец своему терпению, то ничто не может удержать его, чтобы не преклониться на жестокость». В качестве социального идеала Радищев представляет общество свободных и равноправных собственников. Социальные привилегии отменяются, дворянство уравнивается в правах со всеми остальными сословиями. «Табель о рангах» ликвидируется, бюрократический аппарат сокращается и становится подконтрольным представительному органу. Наилучшей политической организацией такого общества является демократическая республика, сформированная по образцу северорусских республик Новгорода и Пскова. По мнению Радищева, народ России исстари привержен республиканской форме правления. Концепцию разделения властей Радищев не признает, ибо только народ может быть истинным Государем. Народ избирает магистратов, сосредоточивая всю полноту власти у себя. Государственное устройство России он представил в форме свободной и добровольной федерации городов с вечевыми собраниями со столицей в Нижнем Новгороде. Такое устройство государства сможет обеспечить народу его священные естественные права.
Политические программы декабристов
Пестель П.И. (1793-1826) - организатор и глава Южного общества декабристов, автор "Русской правды" - наиболее демократичной программы Южного общества. По своим философским взглядам Пестель был материалистом и атеистом. Исхрдил из положения о естественном равенстве людей. Все законы делил на духовные, естественные и гражданские. Духовные законы вытекают из Священного Писания, "они связывают духовный мир с естественным"; естественные законы "вытекают из требований природы и нужд естественных"; государственные законы - это постановления государства, задача которых-достижение общественного благоденствия, и потому они должны соответствовать духовным и естественным законам. Пестель резко критиковал существующий в России общественный строй. В "Русской правде" он сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы. Критика абсолютной монархии сопровождается у Пестеля осуждением крепостного права. Социальная программа Пестеля радикальна: она требует отмены крепостного права и безвозмездного наделения всех крестьян землей, которые становятся ее собственниками. Право частной собственности названо Пестелем "священным и неприкосновенным".