1.
2. Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.
Характеризующие особенности государства:
государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом.
государство существует не в любом обществе, а только в том, где есть такие общественные институты, как экономика, собственность, социальные классы, социальные группы и др.
государство и общество НЕ СОВПАДАЮТ друг с другом;
при определении государства всегда идет речь о властных институтах, государственном аппарате и о власти в целом.
Государство – это организация политической суверенной власти,осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими и иными процессами жизни общества, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории.
Признаки государства:
публичная власть (т.е.власть, цель которой - достижение публичного интереса, которая обращена ко всему обществу);
административно-территориальная организация населения (означает, что государство всегда действует в определенных территориях и социальных границах);
суверенитет (верховенство и независимость государственной власти как внутри, так и вне общества).
Иногда в качестве признаков государства выделяют налоги, право, государственный язык, государственная символика. Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей, одновременно с государством и функционирует неразрывно с ним. Сущность права – обусловленная материальными и социокультурными условиями жизнедеятельности общества - общая воля, т.е.результат согласования частных интересов, которые выражаются в законе либо иным способом, и выступающая основным регулятором взаимоотношения людей.
Основные теории происхождения права и государства:
Теологическая (Ф.Аквинский). Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом, с помощью государства и права Бог управляет миром, власть Бога олицетворяют монархи,но сами монархи - слуги церкви.
Патриархальная (Платон,Аристотель). Государство - продукт естественного развития семьи, т.е.изначально семья разрастаетя в племя, а оно эволюционирует в государство. Власть главы семьи превращается во власть главы государства.
Договорная (Гоббс,Гроций, Локк, Руссо). Государство и право возникают в результате общественного договора; люди, находящиеся в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гарантии личной безопасности. Общественный договор - не конкретный документ, а определенное состояние общества. При нарушении договора одна из сторон имела право на ответные действия: монарх наказывал виновных, народ восстает.
Теория насилия (Гумплович, Каутский). Государство – это результат завоевания,насилия, порабощения одних племен другими - есть внутреннее и внешнее насилие.
Психологическая (Тард, Петражидский). В теории говорится что государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться, другие могут управлять. Общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Органическая (Спенсер). Сравнивал общество с организмом. Само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).
Классовая (Маркс, Энгельс). Возникновение государства – результат объективных социально-экономических процессов, которые приводят к возникновению антагонистич.классов. Государство понимается как продукт и проявление непримиримых классовых противоречий, как машина для подавления и эксплуатации угнетённого класса.
Расовая. Тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Легла в основу фашистской политики и идеологии.
Ирригационная ( Виттфогель). В своей работе "Восточный деспотизм" он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.
3. Формы государства.
Соотношение типа и формы государства:
1) тип государства является содержанием государства, а его форма – средство выражения;
2) тип государства определяет экономическую основу и политическое содержание государственной власти, а форма государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им;
3) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
4) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к различным типам государства:
1) рабовладельческий тип государства:
а) монархия – восточная деспотия, при которой вся полнота государственной власти принадлежала монарху—деспоту, осуществляющему единоличное управление при помощи насильственного военно—бюрократического аппарата (в Египте, Вавилоне, Ассирии и т. д.);
б) республика:
– аристократическая – республика, в которой основная масса населения была отстранена от участия в выборах в органы высшей власти (Спарта);
– демократическая – республика, в которой для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения (Афины);
2) феодальный тип государства:
а) монархия:
– раннефеодальная, сформированная в процессе завоевания и передела территорий. Монарх – первый среди равных, а его власть носила номинальный характер;
– сословно—представительная, в которой власть монарха была формально полноправной, но при осуществлении управления он опирался на собрание представителей господствующего класса;
– абсолютная, в которой отсутствовали органы, ограничивающие власть монарха;
б) республика – экономически развитые и независимые города—республики, устанавливающие свое господство над прилегающей к ним территорией (Венеция, Новгород, Псков);
3) буржуазный тип государства:
а) монархия – конституционная (Англия, Япония и т. д.);
б) республика – парламентская и президентская;
4) социалистический тип государства
социалистическая республика (СсСр, КНДР идр.).
В юридической литературе существует мнение, что четкого соотношения между формой и типом государства нет, так как у государств одного и того же типа могут встречаться различные формы государства, так же как у государств различного типа могут встречаться одинаковые формы.
3. Соотношение права и морали.
Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении..
Мораль и право - необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.
Мораль и право выполняют единую социальную функцию - регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).
Нормативность - свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем"
Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность.
Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.
Мораль и право - составные части духовной культуры человечества.