Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите не наследуется, ибо далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей. Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из низших слоев общества.
Таким образом, все социальные преобразования В. Парето объяснял "циркуляцией элит", т. е. системой "обмена" людьми Между двумя группами - элитой и остальным населением
В частности, он подчеркивал: "Этот феномен новых элит, которые в силу непрестанной циркуляции поднимаются из низших слоев общества в высшие слои, всесторонне раскрываются, затем приходят в упадок, исчезают и рассеиваются, есть один из главных феноменов истории, и его необходимо учитывать, чтобы понять основные социальные движения".Непрерывная циркуляция элит способствует равновесию социальной системы в той мере, в какой она обеспечивает приток "лучших", "достойных". Кроме того, циркуляция элит влечет за собой циркуляцию идей. Однако это происходит тогда, когда правящий класс открыт и понимает необходимость постоянной циркуляции. Тогда же, когда элита становится замкнутой и превращается в касту, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть. Прекращение циркуляции элит приводит к революции. Революция является, по мнению В. Парето, наиболее радикальным способом обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой. В новой элите преобладают "лисы", которые со временем вырождаются во "львов" - сторонников насилия и деспотического правления.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ
С начала XX века, когда сформировалась классическая теория элит, прошло уже немало времени. Однако ее исследовательские традиции развиваются и сегодня. В современной политической науке существует специальная отрасль знания элитология, занимающаяся изучением условий формирования элиты, ее роли в обществе, способов влияния на социальные процессы. Элиты существуют, и будут существовать, несмотря на радикальные изменения, произошедшие в мире: образование стало доступным для широких слоев общества; заметно повысился уровень жизни населения большинства стран мира; утвердилось всеобщее избирательное право, открывающее доступ в политику каждому человеку. Изменились лишь источники власти политической элиты, способы ее формирования в различных странах, а также научные трактовки элиты либо как однородной группы, либо как состоящей из нескольких групп.
Американский политолог Р. Миллс (1916 - 1962) в работе "Властвующая элита" дал анализ элиты США середины XX века. Он определил ее как группу статусов и стратегических ролей и включил туда "тех, кто занимает командные посты". Поскольку власть в современном обществе институциализирована, постольку те, кто стоит во главе социальных институтов, занимают "командные стратегические посты в социальной структуре". Наиболее значимы для общества, по мнению р. Миллса, политический, экономический и военный институты. Следовательно, руководство государства, корпорации и армии составляют элиту власти, включающую три элитные группы. Между тремя институтами власти складываются тесные отношения солидарности, взаимной поддержки и обмена. Подобный характер отношений обусловлен совпадением их объективных интересов в обеспечении стабильного и прогрессирующего развития общества.
Представление о современной элите как замкнутой касте сформулировал в работе "Абсолютное право" французский политолог Р.-Ж. Шварценбергер. Эта каста во Франции представляет собой "треугольник власти", состоящий из политиков, высшей администрации и деловых кругов. Она полностью контролирует власть, формирует правительство, управляет государством, руководит крупными корпорациями и банками. Олигархический характер власти, по мнению политолога, вытекает из того, что Франция не придерживается принципа разделения властей, поэтому и элита представляет собой единый класс, а не разделенные на части руководящие группы. В результате в стране сложилась сплоченная и разносторонняя элита, монополизировавшая власть в политическом, административном и экономическом секторах.
Природу элиты в обществах советского типа пытался выявить социолог и политический деятель Югославии середины XX века М. Джилас (р. 1911), автор концепции "нового класса". По его мнению, после социалистических революций к власти приходит новый политический класс, состоящий из бывших революционеров и государственной бюрократии. Основой класса является Коммунистическая партия. Природа нового политического класса не экономическая, как в западных странах, где элита обладает властью благодаря наличию собственности на средства производства, а политическая. В свою очередь, обладая монополией на политическую власть, этот класс подчиняет себе национальную собственность.
Таким образом, в современной политической науке существуют различные определения элиты. Если в классической теории элит было два подхода к определению ее природы: элитистский - элита как группа, занимающая властные позиции в руководстве (концепция "политического класса" Г. Моска) и 2) меритократический (от лат. meritus - заслуга, достоинство и греч. kratos - власть) - элита как наиболее ценная и продуктивная часть общества (концепция В. Парето), то в современных трактовках преобладает первый подход.
ТИПЫ ЭЛИТ
В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит.
Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т. е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, но не допускающую в свои ряды представителей других классов. Ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.
Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования. Власть традиционных элит основана на обычаях, религии, ритуалах. В традиционную элиту П. Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран. Современная элита рациональна (она опирается на загон, формальные правила) и состоит из четырех групп. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например, начальник охраны президента, его личные друзья и т. п. Обычно высшая элита в западных демократиях включает в себя по 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.
В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти податели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения. Те элиты, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в оригинальную элиту. После обретения недостающего признака и могут войти в среднюю элиту. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.
ПОЛИТЧЕСКАЯ ЭЛИТА В РОССИИ
Политическая элита в России более всего заслуживает названия "политический класс". Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.
Термин "политический класс", или "правящий класс", обычно используют по отношению к странам, где не завершен процесс индустриализации, отсутствуют четко сложившиеся социально-экономические интересы групп. В таких странах разделительной линией между ними выступает отношение не к собственности, а к власти. Правящий класс представляет собой совокупность индивидов, обладающих монополией на власть и осуществляющих властно-управленческую функцию над бесправным, зависимым населением.