«Я нахожу, что порицать столкновения между аристократией и народом— значит порицать первые причины свободы Рима, это значит обращать больше внимания на ропот и крики, возбужденные этими столкновениями, чем на полезные их последствия. Рассуждающие таким образом не видят, что в каждой республике всегда бывают два противоположных направления: одно - народное, другое— высших классов; из этого разделения вытекают все законы, издававшиеся в интересах свободы».
Существование классового деления общества Макиавелли принимает как естественное, но своему «государю» он советует считаться с обоими классами общества и опираться на них. В условиях того времени «народ», о котором ведет речь флорентийский секретарь, это не обездоленные низы общества, а средние, буржуазные слои городской республики. Но класс, к которому
Макиавелли относится безусловно и безоговорочно враждебно – это земельная феодальная аристократия, служащая главным препятствием к достижению национального единства и к созданию нового абсолютистского государства.
«Чтобы объяснить, кого я разумею под именем дворян, - поясняет он, - замечу, что дворянами называются люди, праздно живущие обильными доходами со своих владений, не имея нужды заниматься земледелием или вообще трудиться, чтобы жить. Люди эти вредны во всякой республике и во всякой стране; из них особенно вредны те, которые имеют сверх того замки и покорных подданных... В таких странах не может быть ни республики, ни вообще какой бы то ни было политической жизни, потому что эта порода людей
- заклятый враг всякой гражданственности».
3. Макиавеллизм и современность.
Имея своими идейно-теоретическими предпосылками учения античности, как целостное политико-правовое учение концепция абсолютного суверенитета сформировалась лишь к началу XVI в. в рамках концепции государственного интереса, обусловленной идеями преодоления феодальной раздробленности, необходимой централизации государственной власти.
Термин «суверенитет» происходит от латинского слова superanus, перешедшего в старофранцузское sovereins, т.е. верховный, что уже само по себе подразумевает наличие некой независимости и автономности власти. Возникновение этой политико-правовой категории изначально было обусловлено необходимостью усиления государственных начал, формирования централизованной национальной государственности. То есть идея суверенитета формировалась как реакция на ослабление государственности, феодальную раздробленность для политического и юридического обоснования абсолютной государственной власти монарха (сюзерена). Власть эта рассматривалась как верховная, единая и неограниченная никаким положительным правом.
Идея абсолютного суверенитета связывается с именами таких идеологов абсолютизма, как Никколо Макиавелли и Жан Боден. Обосновывая необходимость политического объединения феодально-раздробленного государства, эти мыслители высшим политическим интересом провозгласили государственный интерес.
«Эпоха религиозных войн в Европе, - писал Н.Н. Алексеев, -была в то же время эпохой формирования политической идеологии европейского национального государства нового времени, пришедшего на смену феодальному государству средних веков. В названную эпоху формулирован был тот боевой политический лозунг выдвигая который новая политическая мысль выступала против анархической раздробленности средневековых государств. Мы говорим о понятии государственного суверенитета, известном, в принципе древнему миру, но затемненном в политическом сознании феодального общества, где сувереном считал себя каждый феодал».
Раньше других и, пожалуй, наиболее последовательно это абсолютистское понимание суверенитета мы находим у Н. Макиавелли, который фактически вскрыл подлинные основы «реалистической» политики государей, усиливающих и расширяющих свою власть всеми средствами, «дозволенными» и «недозволенными».
Обосновывая необходимость усиления и территориального объединения феодально-раздробленной Италии под единой верховной властью монарха, Макиавелли высшим политическим интересом провозгласил «интерес государства» (raison d'etat), которому должны подчиняться все остальные интересы в обществе. Поэтому государственным интересом, по мнению мыслителя, оправдывается и насилие по отношению к народу. Сильное государство по Макиавелли - это, по сути абсолютное, централизованное государство неразрывно связанное с личностью государя. В своем сочинении «Государь» мыслитель нарисовал тип монарха, которому все дозволено ради одной цели - безграничного усиления и расширения своей власти. Освобождая своего государя от всяких моральных стеснений Макиавелли мечтал использовать государственную власть в интересах объединения Италии. Для этого все важнейшие сферы человеческой деятельности подчинялись у Макиавелли принципу «государственного интереса».
«Следует иметь в виду, - говорит Макиавелли в своем «Государе», - что есть два рода борьбы, один - посредством законов, другой – силы. Первый свойственен людям второй - зверям, но так как первый часто оказывается недостаточным, то приходится прибегать ко второму. Поэтому государю необходимо пользоваться приемами и зверя и человека. Если же государь принужден научиться приемам зверя, то он должен выбрать из числа зверей лису и льва, ибо лев не может защититься от змеи, лиса -от волков. Следовательно, надо быть лисой, чтобы распознать змей, и львом, чтобы расправляться с волками».
«Государю, - заключает Макиавелли, - необходимо обладать духом настолько гибким, чтобы принимать направление, указываемое веяниями и превратностями судьбы и, как я отметил выше, не уклоняться от пути добра, если это возможно, но уметь вступать и на путь зла, если это необходимо».
Флорентийский мыслитель не проводит четкого разграничения между государем и государством. С целью максимальной реализации государственных интересов Макиавелли наделяет своего Государя, по сути, верховной, суверенной государственной властью. Жизнеспособное государство по Макиавелли - это государство, в котором реально обеспечивается неограниченная власть монарха (суверена), при этом абсолютная власть суверена и государственный суверенитет рассматриваются как тождественные понятия.
Государство в концепции Макиавелли, по сути, довлеет над обществом, народ может ошибаться и тогда государство, если оно конечно достаточно сильно должно исправить ситуацию. «Народ, - отмечает флорентиец, - загипнотизированный ложными представлениями о своем благе, стремится часто к своей собственной гибели. И если какой-либо, пользующийся его дарованием, не откроет народу глаза на истинное добро и зло, государство вовлечется в бесконечное количество опасностей и бедствий. И государство не может избежать своей гибели, если судьба захочет отнять у народа веру в подобного человека и подвергнуться обману со стороны других людей или под влиянием неблагоприятных событий».
Все учение Макиавелли пронизано идеей абсолютного суверенитета. По точному замечанию Н.Н. Алексеева «макиавеллизм есть учение об особом политическом искусстве, целями которого является создание твердой государственной власти и служение государственной пользе, а средствами - любые, не считающиеся не с какими моральными принципами приемы, служащие к осуществлению названных целей «Цель оправдывает средство» -такова основная норма макиавеллистической политики. По взглядам Макиавелли, оружием государственной власти является или сила или закон».
Как справедливо замечает М.М. Федорова «следующее звено в безупречно выстроенной логической цепочке включает вопрос - а что же имеет решающее значение на уровне чистых политических фактов? И Макиавелли без колебаний отвечает: сила, ибо победа сильнейшего - основной факт человеческой истории». «Поистине страсть к завоеваниям, - пишет Макиавелли, - дело естественное и обычное, и тех, кто учитывает при этом свои возможности все одобряют или же никто не осудит, достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеванию какой угодно ценой». Поэтому государство в концепции флорентийского мыслителя есть, прежде всего «порождение силы», употребление силы - первое и последнее основание политики государя, а война, ее институты и правила - «подлинная профессия того, кто правит».
Сила государственной власти в учении Макиавелли противостоит нормам морали, а сильное государство - моральным ценностям. Только беспощадный удар по врагам, считает мыслитель, может укрепить государственную власть. Таким образом, Макиавелли оправдывает всех тех кто во имя государства совершал противозаконные и злые деяния. Государственный суверенитет в концепции флорентийца - это не только признак сильной государственности, то это еще и своего рода универсальный инструментарий достижения государством высшей политической силы.
Хотя Макиавелли термин «суверенитет» в контексте своей концепции еще не употребляет (это сделает после него Ж. Боден) его идеи легли в основу абсолютистского учения о государственном суверенитете. Как отмечает в этой связи И.Д. Левин «без Макиавелли не было бы и Бодена».
Макиавелли – один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» - синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т.д.
Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.