Жестким планом на пять лет определялись приоритетные секторы, которые необходимо было поднимать при помощи государства, иностранных технологий и ноу-хау. Так, первые пятилетки были направлены на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевой промышленности и производство потребительских товаров. Успешное их проведение привело к тому, что Китай за короткий срок не только полностью обеспечил питанием свое миллиардное население, но и заполонил своей пищевой продукцией мировой рынок.
Решались и решаются эти задачи самыми различными путями. Например, через создание мощных промышленных групп, которые призваны "укреплять национальные отрасли и служить противовесом для иностранных компаний, приносить прибыль и зарабатывать валюту для продолжения строительства социализма и улучшения уровня жизни населения". Сегодня существует более десятка таких государственных предприятий, которые не только контролируют ключевые отрасли страны, но и охватывают своими "торговыми щупальцами" рынки Европы, Америки и Японии. Так, "Чайна интернэшнл траст энд инвестмент корпорейшнл" имеет ведущие позиции в китайской химии, металлургии, машиностроении, транспортном оборудовании и электронике и распространила свои интересы на многие континенты.
Еще один путь - политика «открытых дверей» и стимулирование привлечения иностранных инвесторов. Для этого специально проведены банковская, ценовая и налоговая реформы, которые были направлены на поддержку прямых иностранных инвестиций. В результате в Китай хлынули транснациональные корпорации из-за рубежа, которых привлекли выгодные условия вложения капитала. Правда, большую часть первых инвесторов составляли представители 55-миллионной китайской диаспоры. Однако сегодня в Китае уже действуют и ведущие зарубежные промышленные гиганты. Многие из них организовали акционерные совместные предприятия с местными компаниями, в основном с крупными государственными фирмами. Это привело к целому ряду положительных моментов в экономике страны: появились современные технологии, стало возможным готовить рабочую силу на качественно новом уровне, а главное - иметь достаточно устойчивый приток инвестиций. В среднем он составляет более 50 млрд. долларов в год.
Но Китай не только получает инвестиции, но и сам вкладывает их в экономику других государств. В середине 90-х более 900 китайских корпораций основали свыше 4600 филиалов в 130 странах мира.
Конечно же, все эти достижения в экономике вовсе не означают, что китайские преобразования проходят без трудностей. Нет, проблемы у Китая есть, а некоторые из них по мере развития страны даже углубляются.
Буквально тормозом на пути дальнейшего развития экономики стали неэффективные государственные предприятия. Чтобы хоть как-то поддержать на плаву эти предприятия, на которых работают более 100 млн. человек, государству приходилось до сих пор выделять огромные средства. Однако теперь, когда эти предприятия выполнили свою стабилизирующую роль, пришло время их приватизации и реструктуризации, и Пекин готовит для этого специальную программу.
Во всяком случае, если Китай сохранит темп, направления и стабильность своих мобилизационных усилий, то, по прогнозам специалистов, к 2050 году он станет второй, а то и первой по величине торговой нацией мира.
Наряду с развитием экономики китайское руководство решает и другую стратегическую задачу модернизации - усиление оборонной мощи страны, боеготовности вооруженных сил. Как указывается в одной из последних Белых книг по национальной обороне, при существовании гегемонизма и политики с позиции силы, угрозы основе мирного объединения государства Китай "не должен отказываться от мер по усилению способности защитить свой суверенитет и безопасность с помощью оружия". В этой связи принята программа по превращению Национально-освободительной армии Китая (НОАК) в современные, базирующиеся на научно-техническом прогрессе и опять-таки на национальных традициях вооруженные силы, которые к 2050 году играли бы ведущую роль в мире.
Началом ее реализации считается принятое в 1997 году решение о сокращении НОАК к 2000 году на 500 тысяч человек. Таким образом, ее численность была доведена до 2,5 миллиона, а высвободившиеся средства пошли на дополнительное финансирование модернизации вооружений. Чтобы форсировать профессионализацию армии, служба призывного состава в ней была сокращена до двух лет. Одновременно началась реорганизация структуры вооруженных сил. Так, большинство армейских группировок перешло с дивизионной на уменьшенную и более гибкую бригадную структуру, что повысило их оперативную способность. А в основу боевой подготовки войск была положена отработка действий по ведению локальных или, как говорят в Китае, "сверхограниченных" войн с применением новейших технических средств и обеспечением победы в них.
В связи с высокими темпами экономического развития (около 10% прироста ВВП в год, начиная с 80-х годов XX в.) КНР все острее ощущает дефицит ряда важнейших природных ископаемых: угля, железной и медной руды, сырья для получения алюминия, удобрений и т.д. Китай вынужден импортировать железную руду, лом черных и цветных металлов, удобрения и т.п.
Что касается ядерных сил, то, по оценке специалистов, они располагают где-то 150 боеголовками для тактических ракет и 300 для стратегических. Китай решительно отвергает заявления официальных американских представителей о наличии у него планов в несколько раз увеличить количество ядерного оружия.
Существуют несколько важных особенностей экономического развития КНР, делающих ее отличной от абсолютного большинства других стран мира, включая Россию. Во-первых, эта страна «обречена» на максимально возможные темпы наращивания производственного потенциала. Численность безработных и не полностью занятых жителей почти в два раза превышает все население России; общая численность трудоспособного населения прирастает на 10-12 млн. человек в год. Страна обязана создавать десятки миллионов новых рабочих мест ежегодно под угрозой возникновения серьезных социальных проблем. В этой связи характеристика китайской экономической модели как «велосипедной» имеет под собой основание: равновесие возможно лишь при постоянном поддержании поступательного движения.
Во-вторых, Китай испытывает острый дефицит многих природных ресурсов. Запасы целого ряда из них, имеющих узловое значение для развития, составляют в расчете на душу населения около одной трети среднемировой нормы. Особенно важны острый дефицит пахотных площадей и запасов пресной воды. Разумеется, Китай, сравнительно недавно приступивший к обстоятельному исследованию своих недр, возможно, переживает сейчас эпоху «великих геологических открытий» и никто не может предсказать их результаты. Однако дефицит пахотных площадей и пресной воды не просто является непреложным фактом, он уже в настоящее время оказывает отрицательное воздействие на социально-экономическую жизнь Китая.
В-третьих, чрезвычайно важно, что, несмотря на заметное расширение негосударственных секторов, развитие экономики полностью определяется и регламентируется государством. Государственный сектор занимает господствующие позиции в народном хозяйстве страны, и ее экономику еще рано называть рыночной.
Четвертая особенность состоит в том, что КНР на протяжении ряда лет развивается в условиях дефляции и, несмотря на все предпринимаемые меры государственного регулирования, преодолеть вялость внутреннего рынка не удается. Сложилась парадоксальная ситуация; рост экономики, вовлечение в производство нескольких сот миллионов людей всего за 20 лет, появление большого количества новых отраслей, развитие мобильности населения наряду с другими положительными переменами вызвали сравнительно непродолжительный рост потребительского спроса, не сопровождавшегося, однако, качественным скачком в развитии потребностей Казалось бы, должно было происходить иное: непрерывный рост многообразных потребностей населения, базирующихся на умножении способов их удовлетворения. Большого эффекта не дают даже меры, стимулирующие рост спроса. Похоже, что дефляционная обстановка будет определять экономическое положение страны на протяжении многих лет.3
Специфические условия развития Китая можно свести к нескольким группам факторов:
1) самая важная из них — ограниченность природных ресурсов, огромный людской потенциал и низкая стоимость рабочей силы;
2) фактор, до сих пор не оцениваемый в России, — планомерное государственное регулирование инвестиций и развития экономической сферы жизни общества;
3) планирование (в первую очередь) освоения высоких технологий, динамично растущего экспортного потенциала;
4) самый крупный в Евразии рынок;
5) ускоренное наращивание военной мощи;
6) все большее негативное воздействие на глобальную экологическую обстановку и т.д.
Успешно развивая две составляющие - экономику и национальную оборону, Пекин все более решительно заявляет о себе в международной политике. Китай как великая держава играет большую роль в мировых делах.
1.2. Демографическая политика Китая
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но тем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.