Смекни!
smekni.com

Тюльпановая революция в Кыргызстане причины, ход и последствия для страны (стр. 2 из 3)

Ареной главных революционных событий стал Юг Кыргызстана. В стране давно существовало социальное и политическое разделение на Север и Юг. Акаев и его клан, в руках которого находились главные богатства страны, были представителями более благополучного севера. А более населенный Юг страны является средоточием нищеты, которая растет с каждым годом.

Предыстория

В сентябре 2004 года — киргизская парламентская оппозиция направила в конституционный суд страны запрос о правомочности выдвижения кандидатуры действующего президента Аскара Акаева на четвёртый срок в 2005.

22 сентября конституционный суд отказался рассматривать этот запрос.

13 октября — посол США в Киргизии Стивен Янг выразил надежду, что Аскар Акаев не будет выдвигать свою кандидатуру на четвёртый срок.

10 декабря — Аскар Акаев обвинил оппозицию в том, что «она финансируется иностранным капиталом и пользуется грязными политическими технологиями».

22 декабря — По просьбе Майка Стоуна, лидер оппозиционного движения «Ата-Журт» («Отечество») бывший министр иностранных дел Роза Отунбаева призвала Россию прекратить поддержку режима Акаева.

7 января 2005 — Центризбирком лишил Розу Отунбаеву кандидатской регистрации на предстоящих парламентских выборах. В том же округе зарегистрирована в качестве кандидата дочь президента Бермет Акаева.

8 января — в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой.

Предпосылки

По мнению многих наблюдателей, кризису власти в Киргизии способствовали следующие факторы:

- Тяжёлое экономическое положение населения.

- Противоречия между более обеспеченным (по киргизским меркам) севером и бедным югом, обострявшиеся засильем «северян» в органах власти и управления.

- Глубоко укоренившаяся в стране коррупция, семейственность и клановость (клан Акаевых), непотизм.

- Слабость центральной власти и органов правопорядка, отсутствие эффективной системы управления страной, утрата чувства реальности. Аскар Акаев, режим которого, по мнению наблюдателей, был самым демократичным среди всех постсоветских государств Средней Азии, оказался неспособен проявить жёсткость при подавлении первых ростков мятежа и предпочёл расстаться с властью.

Движущие силы

Киргизская оппозиция не имела единой политической платформы, представляя собой группу бывших партийных и государственных деятелей, по той или иной причине оказавшихся неугодными Аскару Акаеву, а потому лишённых доступа к льготам и привилегиям, которые несут с собой государственные посты. Потерпев поражение на парламентских выборах (по мнению иностранных НПО: «благодаря нарушениям законодательства и злоупотреблениям со стороны власти»), оппозиционеры организовали сборы и митинги. Привлечение масс людей на эти митинги было обеспечено лидерами оппозиции. Часть митингующих состояла из представителей одного рода с лидерами оппозиции, другие односельчане, а также те, кому были розданы деньги. Массовость митингов обеспечивалась и за счёт большого числа наблюдателей, городских жителей, вышедших посмотреть на шагающие колонны с флагами, транспарантами и лозунгами, а также «людей в штатском».

Мятеж, поднятый на юге, выдвинул новых местных лидеров, возглавивших на местах «народные советы». Отсутствием сильной центральной власти воспользовались авантюристы, располагавшие хоть какой-либо силовой базой, и во многих местах начали создаваться альтернативные, параллельные органы управления, соперничавшие друг с другом. Кроме того, началась волна самозахвата земель — уже не в первый раз в Киргизии.

Ход развития событий

Ареной главных революционных событий стал Юг Кыргызстана. В стране давно существовало социальное и политическое разделение на Север и Юг. Акаев и его клан, в руках которого находились главные богатства страны, были представителями более благополучного севера. А более населенный Юг страны является средоточием нищеты, которая растет с каждым годом.

Начиная с объявления итогов выборов на Юге страны вспыхнули протесты. Народ начал штурмом брать здания органов власти одно за другим. Были захвачены обладминистрации в Оше и Джалал-Абаде. Когда в ночь с 19 на 20 правительственные спецподразделения попытались отбить эти здания у народа, избив и ранив множество людей, это лишь вызвало еще большую решимость к борьбе у восставших. С этого момента события приобретают все более радикальный характер.

Сообщения о первых волнениях пришли с юга 13 марта. А через неделю - в понедельник народ уж взял под свой контроль Ош, второй по численности город Киргизии, а так же Джалал-Абад. Восставшие блокировали почту, телеграф и аэропорты, чтобы предотвратить возможную переброску войск. Народ забрасывает "коктейлем Молотова" и камнями здания органов власти. Захвачены здания управления МВД, Службы безопасности и прокуратуры, а милиция просто разбегается, не оказывая никакого сопротивления, или переходит на сторону восставших.

Корреспондент "ГазетыСНГ" рассказывает о том, как развивались события в Оше: "Штурм ошской областной администрации вчера прошел очень быстро. Выставленный у здания спецназ и милиция, завидев трехтысячную толпу сторонников киргизской оппозиции, просто-напросто бежали. Позавчера, когда митингующие брали штурмом ГУВД, из оцепления, чтобы отпугнуть народ, начали стрелять в воздух, но это только раззадорило штурмующих. Тогда представителям силовых структур пришлось бежать сквозь толпу, где им серьезно досталось.

В Оше милиция, не дожидаясь, когда толпа подойдет к ним вплотную, благоразумно ретировалась. Безо всякого сопротивления со стороны правоохранительных органов оппозиционеры ворвались внутрь знания областного акимата. Около 11 часов утра колонна численностью около тысячи человек двинулась к зданию прокуратуры, городского управления внутренних дел и управлению службы национальной безопасности. Все учреждения пустовали, однако участники акции все же забросали здания камнями и бутылками с зажигательной смесью, а потом беспрепятственно ворвались внутрь. Возле здания начался пожар, который был потушен силами протестующих. Стоит отметить, что кроме штурмующих, возле учреждений никого не было. Работники спецслужб и правоохранительных органов куда-то исчезли...
…Вскоре около 200 человек вошли в здание аэропорта и заблокировали там группу военнослужащих внутренних войск. Еще около 400 человек остались снаружи. Сторонники оппозиции задержали рейс, направлявшийся из Оша в Бишкек, и тщательно его досмотрели. Не исключено, что они кого-то искали. Заблокировав аэропорт, оппозиция контролирует возможность переброски по воздуху в Ош воинских подразделений из Бишкека.

Складывается впечатление, что после захвата стратегических объектов в Оше и Джалал-Абаде, лидеры оппозиции не знают, что делать дальше. Можно сказать, что в двух крупнейших областях юга Киргизии началась полномасштабная революция. По сообщениям из Бишкека, планируются массовые выступления оппозиции и в киргизской столице".

В Оше митингующие прибыли к зданию государственной телерадиокомпании "Ош-3000" и потребовали предоставить им слово в эфире. Председатель телекомпании Темирбек Токтогазиев вынужден был выполнить все их требования и местное население, наконец смогло увидеть и услышать с экранов правдивое освещение происходящих событий.

В захваченных городах рабочие и крестьяне создают революционные комитеты и народные дружины, которые вооружаются "коктейлями Молотова", щитами, палками, а так же оружием из милицейских арсеналов. Народ освободил из тюрем узников режима. Областные подразделения МВД, присягнувшие на верность народу входят в сформированные восставшими совместные патрули. Армия в происходящее не вмешивается.

Известная в Кыргызстане оппозиционная журналистка Замира Сыдыкова так описывает свои впечатления о происходящем в Джалал-Абаде: "Обстановка в Джалал-Абаде мне напомнила город Солнца, о котором я читала у итальянского философа 16 века Кампанеллы. Где царит равноправие и взаимоуважение. Тогда во времена инквизиции это считалось утопией, но ведь мы живем теперь в 21 веке и почему бы это не начать воплощать в реальности? У джалалабадцев совсем другие лица, чем у нас. Они все улыбаются, источая удивительный свет."

С началом этих событий буржуазия всех мастей и всех стран подняла настоящий вой и обрушила поток ругательств на киргизский народ захвативший власть на Юге. Алкоголики, молодежные банды, исламисты, наркоманы, криминальные группировки - так они именуют бедноту, позволившую себе покуситься на власть и привилегии правящего класса. Буржуазия всегда пытается представить революцию бунтом черни и бандитизмом, и тут мало, что изменилось со времен Парижской Коммуны.

В этом порыве ненависти к революционному народу оказались едины как власти России, так и западных стран. Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов призвал жестко подавить народные выступления. Он призвал Акаева к переговорам с лидерами оппозиции, но не с "хулиганами", с которыми по его мнению надо разговаривать на другом языке. В таком же духе высказался министр обороны РФ И.Иванов. Представители западных стран заявляют о своей "озабоченности" "беспорядками" и призывают Акаева и лидеров оппозиции к переговорам лишь бы остановить революционные выступления народа. Официальный представитель госдепартамента США Адам Эрели заявил: "Выражение своего мнения не является лицензией на захват правительственных зданий, разрушение правительственных зданий и осуществление столкновений с применением насилия." По информации сайта Lenta.ru "представители ОБСЕ в Киргизии, которые ранее признали, что парламентские выборы прошли с нарушениями, теперь, похоже, и сами не рады, что своими высказываниями заварили такую кашу. Источник, близкий к Центру ОБСЕ в Бишкеке, сообщил что "представители этой организации резко критически высказываются по поводу действий оппозиции, расценивая их как антиконституционные и перешедшие все границы дозволенного"."