СГУПС
ФАЖД
Кафедра
Реферат
На тему:
«Личность как субъект политики»
Выполнил:
Студентка ФК 312
Морозова Т.В.
Проверил:
Балахнин В.В.
Новосибирск,2008
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Модели взаимоотношения власти и человека……………………….…4
Основные права, свободы и обязанности личности…………………...7
Правовой статус личности……………………………………………....9
Процесс политической социализации личности……………………...11
Политическое поведение личности…………………………………....13
Политическое участие личности……………………………………….15
Заключение………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………...18
Субъект политики – это ее творец, он оказывает реальное воздействие на власть в соответствии со своими целями и намерениями. Субъектами политики являются такие участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. Субъектами политики являются: государство, партия, лидер, нация, избиратель, рабочий класс, буржуазия, крестьянство и отдельная личность. Все они обладают определённой самостоятельностью.
Личность является исходным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Личностями являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодействуют с властью. [1] Интересы, цели, стремления личности, интегрированные в различные социальные и экономические структуры, определяют в конечном счете направление политического развития общества. И потому личность символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности и конечно же политической деятельности. [2]Субъектом политики личность становиться тогда, когда начинает осознавать свои социальные потребности и интересы, понимать причинную обусловленность социальных противоречий, ориентироваться в правилах и механизме политической жизни общества, постигать способы реализации поставленных перед собой целей и задач. Подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. [3] Личность выступает как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободной воли, не только общечеловеческими, но и уникальными чертами. Именно в этом своем аспекте обычно взаимодействует человек с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом.
Модели взаимоотношений власти и человека
В истории политической мысли представлен целый ряд моделей взаимоотношений государства, власти и личности. Очень древнее происхождение имеет патерналистская трактовка роли личности в политической жизни. Основы такой трактовки встречаются уже в учении Конфуция, отдельные моменты — в философии государства древнегреческого философа Платона, в работах средневековых схоластов, в учениях Нового времени. Российская многовековая традиция политической и социальной мысли насквозь пронизана патерналистскими взглядами.
Согласно патерналистским представлениям все общество представляется в качестве одной большой патриархальной семьи, во главе которой стоит государь-отец. Само общество делится на старших и простой народ. Рядовому члену общества отводится роль исполнителя, который лишен самостоятельного выбора в своем политическом поведении. Личность не является самостоятельным участником политического процесса. Он не принимает политических решений, вся ответственность за которые возлагается на государя, отца своего народа, покровителя и т. д.
В рамках патерналистской трактовки личности в политике роль политического лидера (государя) и политической элиты освящается как религиозными обрядами и установлениями, так и многовековой традицией отношений власти. Традиционная система властных отношений в обществе, четко распределяющая экономические, политические, общекультурные характеристики каждого социального строя или сословия, гарантирует каждому человеку стабильное существование в определенных социальных рамках и в условиях психической гармонии, культурного постоянства. Патерналистская трактовка роли личности сохраняет свое значение и в наши дни.
Тоталитарная трактовка роли личности в политической жизни общества получила свое в значительной мере завершенное оформление в трудах Платона. Разрабатывая проект идеального государства, он исходил из того, что каждый его член в своей политической деятельности подчинен интересам всего государства.
В таком государстве мудрые правители-философы, обладая верховным знанием и добродетелью, подробно регламентируют всю жизнедеятельность граждан, тщательно распределяя права и обязанности каждого гражданина. Регламентированию подвергается в таком государстве любая активность личности, в том числе и политическая. Тоталитарный подход к роли личности в политике дает возможность осуществлять быструю мобилизацию всех материальных и духовных ресурсов общества для решения не только неотложных, но и крупномасштабных задач. Тоталитарные и авторитарные политические режимы, как показывает исторический опыт, оказываются особенно эффективными в период кризисов, экономических и политических потрясений.
Аристотель выводит политику, отталкиваясь от природы человека. Он, в частности, утверждал, что проживание человека в обществе — естественная предопределенность человека. Общение с другими людьми отвечает самой природе человека. И это общение происходит на трех уровнях: семья, селение и государство, как высшей формы человеческого общежития.
Именно в государственной жизни реализуется высшее назначение человека. С его помощью организуется гармоничное взаимодействие людей как членов единого организма и тем самым создаются условия для счастливой жизни всех.
Аристотель признавал право индивида на его известную автономию, на обладание частной собственностью и т. д. Признавая право личности на участие в политической жизни, Аристотель не отделяет его от государства. И потому личность рассматривается им как субъект и объект политики.
Качественно новое понимание роли личности в политической жизни общества возникло в рамках либеральной политической мысли. Либеральные мыслители объявляли человека высшей социальной ценностью, на основе потребностей которой и должна строиться вся государственная система власти. Согласно либерализму, личность отделяется от государства. Она наделяется неотъемлемыми правами. Личность, согласно либеральным воззрениям, становится источником власти и ее легитимности.Государство в значительной мере исключалось из сферы личной жизни человека. Ограничивались права государства по отношению к гражданскому обществу, где формируются основные запросы личности.
Немалый интерес представляет христианско-демократическая трактовка роли личности в политике. Данная теория исходит из того, что жизнь человека как творение Божие духовна и уникальна. А это предполагает внимательное и осторожное отношение к сфере личной жизни человека как со стороны государства, так и со стороны общества в целом. Человек сам вправе определять свое поведение в экономической, политической, культурной и национальной жизни.
Государство рассматривается не столько как источник принуждения, сколько как орган, действующий в интересах всеобщего блага, сглаживания социальных контрастов, поддержания слабых.
В силу этого государство и индивид должны действовать в соответствии с принципами солидарности и субсидарности. Принцип солидарности призван гуманизировать общество, придать ему большую социальную стабильность.
Принцип субсидарности говорит о том, что каждый член общества обязан сам заботиться о своем благосостоянии, государственная помощь должна носить избирательный и адресный характер, не вырождаясь в поддержку социального иждивенчества.
Иными словами, не отвергая приоритета индивида и его прав, сторонники такого подхода настаивают на сохранении серьезных социальных функций государства. [4]
Права человека и их классификация
Права человека восходят к достаточно древней идее естественного права, возникшей в первом тысячелетии до н.э. Еще древние софисты утверждали, что человек независимо от его положения в обществе обладает равными с другими правами, которые даны ему самой природой.
Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность.
Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистических ценностей, лежащих в основе прав человека, внесло христианство. Оно придало гуманистическим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями. Божественное происхождение обусловливает принципиальное равенство и свободу всех людей. Неудивительно, что проповеди Христа обращены, в первую очередь, к униженным и оскорбленным, подчеркивают равенство всех людей в их высшем измерении — в отношении к Богу. [5]
Права и свободы личности можно классифицировать также в зависимости от сферы их реализации.
Гражданские, или личные, права — это круг присущих человеку от рождения прав, которые обеспечивают индивидуальную свободу личности, защищают индивида от притеснений и произвольного вмешательства государства, различных организаций, других лиц. Эти права носят, в основном, негативный характер и являются, фундаментальными для самоиндентификации личности как части общества.