Смекни!
smekni.com

Виртуальные субъекты политики анализ электронных СМИ (стр. 3 из 6)

Первые телевизоры, пригодные для массового производства появились в конце 30-х годов ХХ столетия. Однако этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.

В конце 1936 года в американской научно-исследовательской лаборатории RCA, возглавляемой Зворыкиным, был разработан первый электронный телевизор, пригодный для практического применения. Несколько позже, в 1939 году, RCA представила и первый телевизор, разработанный специально для массового производства. Эта модель получила название RCS TT-5. Она представляла собой массивный деревянный ящик, оснащенный экраном с диагональю в 5 дюймов. Позже радиолампы были вытеснены полупроводниками. Первый телевизор на основе полупроводников был разработан в 1960 году фирмой Sony. В дальнейшем появились модели на основе микросхем.

Первые регулярные телепередачи начались в 1936 году в Великобритании и Германии, в 1941 году в США. Однако массовое распространение в Европе телевещание получило лишь в 1950-е гг., в большинстве развивающихся стран собственные государственные и частные телекомпании возникли еще позднее, в 1960-х - начале 1970-х гг. К наиболее крупным телекомпаниям мира относятся: Си-Би-Эс (Columbia Broadcasting System), Эн-Би-Си (National Broadcasting Company), Эй-Би-Си (ABC Television Network) - в США; Би-Би-Си (British Broadcasting Corporation), Ай-Ти-Ви (Independent Broadcasting Authority) - в Великобритании; РАИ (Radiotelevisione Italiana) - в Италии; Эн-Эйч-Кей (Nippon Hoso Kyokai) - в Японии; ЦДФ (Zweites Deutsches Fernsehen) - в Германии.

Единые стандарты (PAL и SECAM) появились и начали внедряться в 1967 году.

2.3. Телевидение в СССР и России

В Советском Союзе первый телевизор, выпущенный в апреле 1932 года, назывался Б-2. Эта была механическая модель, работающая в черно-белом режиме, хотя систему цветного телевидения разработал еще Зворыкин в 1928 году. В дальнейшем появилось и множество других, более совершенных моделей. В середине 1967 года в СССР началось производство цветных телевизоров.

Потребности СССР (как и Германии) в телевизионном вещании значительно превышали возможности отечественной науки и промышленности. Правительство быстро поняло всю политическую выгоду от телевещания, поэтому в 30-е годы была разработана государственная программа развития телевидения и заключено крупномасштабное соглашение с фирмами США (при ведущей роли фирмы RCA) о закупке оборудования, технологий и целых заводов для производства радиоламп, радиоэлементов, радиоприемников и телевизоров.

В Советском Союзе первый опытный сеанс телевещания состоялся 29 апреля 1931 года, а регулярное вещание началось с 1 октября того же года. В то время полоса частот у телевизионного сигнала позволяла передавать его по обычным радиовещательным станциям, а общий энтузиазм усиливался возможностями приема таких передач на расстоянии до двух – трех тысяч километров. Московские передачи принимались в Томске и Берлине, а германские передачи — в Москве. Простота конструкции телевизора обусловила всплеск радиолюбительской активности — самодельных телевизоров у населения было много больше, чем промышленных.

В 1937 году был организован первый телецентр на улице Шаболовке, с 1938 года осуществлявший экспериментальное телевещание на основе электронных систем, а с 1939 года - регулярное телевещание (первой передачей стала демонстрация фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)). К концу 30-х годов XX века в России было около 5000 телевизоров. Поскольку СССР не мог отставать от других развитых стран, то в 1940 году было принято решение о переходе на стандарт вещания в 441 строку. Но его внедрению помешала война, остановившая все работы по вещательному телевидению повсеместно в мире, кроме США. После этого перерыва, телецентр на Шаболовке вновь начал трансляции передач 7 мая 1945 года, а 15 декабря того же года первым в Европе возобновил регулярное телевещание два раза в неделю.

В первые послевоенные годы в СССР как и в других европейских странах телевещанию уделялось мало внимания, в отличие от США: там население не потеряло покупательную способность, а радиоэлектронная промышленность, нарастившая огромные мощности во время войны и лишившаяся оборонных заказов, нашла себе поле деятельности в телефикации страны и быстро решила эту задачу. Если в 1947 году в США было около 180 тыс. телевизоров, то к 1953-му их число возросло до 28 миллионов! То есть телевизор имела уже практически каждая вторая семья. Рынок за шесть лет был практически насыщен черно-белыми телевизорами, а чтобы создать новый массовый товар, американская радиопромышленность занялась всерьез цветным телевидением и сотворила в полном смысле чудо — систему цветного телевидения. Для ее выбора был создан второй Национальный комитет по телевизионным системам, по аббревиатуре которого (NTSC) и получила название эта система. Но даже в США цветное телевидение стало массовым только через 15 лет, к 1965 году.

В 1948 году был применен в СССР на московском телецентре новый стандарт (в обиходе известен как «европейский стандарт») с чересстрочным разложением в 625 строк при 25 кадрах (50 полях) в секунду.

Первый электронный телевизор - легендарный «КВН-49» был создан в 1949 году. Он был оснащен маленьким экраном, и перед ним устанавливалась специальная линза, которую нужно было наполнять дистиллированной водой.

В 1951 году, на базе Московского телецентра, создана Центральная студия телевидения, ведущая ежедневные передачи. В этом же году правительством было принято решение о разработке советского варианта системы последовательного цветного телевидения (оно было принято только с третьей попытки), и в ноябре 1952-го в Ленинграде уже прошла в эфир опытная цветная передача. Первый, пригодный к продаже цветной телевизор создала в 1954 году все та же RCA. Но в те времена были в большой чести попытки найти свой особенный «советский» путь во всех отраслях науки и техники. Американский негативный опыт не смущал наших энтузиастов: В одном из учебников 1952 года по телевидению для одной из военных академий писали: «Поскольку телевидение рано или поздно все равно станет цветным, то разумнее сразу начать с цветного. А то, что система несовместимая, для нас не беда: у нас парк черно-белых телевизоров невелик, и заменить его будет несложно».

В 1957 году создан Госкомитет по радиовещанию и телевидению. К 1958 году телевизоры выпускали уже два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого — новую «Радугу», а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около четырех тысяч, но в открытую продажу они, естественно, не поступали.

На заре телевидения все передачи были в реальном времени, поэтому можно сказать, что тогда все было «по-натуральному». Появление видеомагнитофонов произвело фурор. Появилась возможность записывать и монтировать телепередачи.

Советскому Союзу видеомагнитофоны до 1970 года не продавались — был запрет правительства США. Поэтому в 1958 году было принято соответствующее постановление, а к 1960 году были готовы сразу два типа советских аппаратов. В феврале 1960 года по Центральному телевидению был впервые показан концерт, записанный на видеомагнитофоне «Кадр-1».

В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио, в 1965 году - обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, в 1966 году - передача цветного изображения из Парижа в Москву.

В марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения, была создана межправительственная комиссия по цветному телевидению, которая часто и торжественно заседала то в Москве, то в Париже.

Преимуществом системы SЕСАМ была меньшая чувствительность к искажениям при передаче по междугородным линиям и при видеозаписи; недостатком — усложнение аппаратуры при микшировании сигналов. Поскольку инженеры не смогли или не решились высказать четкие рекомендации, то сработал заранее предопределенный политический выбор в пользу системы SЕСАМ-3, которая потом, естественно, потеряла порядковый номер.

В 1967-1970 годах введён в действие Технический телевизионный центр (ТТЦ) «Останкино».

С 1967 года начались регулярные передачи цветного телевидения; в этом же году создана спутниковая система распределения телевизионных программ на сеть наземных приёмных станций «Орбита». В 1968 году цветное вещание по системе SЕСАМ началось в Киеве и Тбилиси, комплекты оборудования были закуплены властями союзных республик на собственную валюту. К 1977 году стали цветными все передачи Центрального телевидения, а в 1987-м цветное оборудование получили все периферийные телецентры.

Трудной и долгой была перестройка производства телепрограмм и, главное, психологии технического и творческого персонала. Нужно было усвоить и соблюдать простую истину: чтобы был цвет на экране, он должен быть в кадре. Но огромный запас костюмов, мебели и элементов декораций был в черно-белых тонах. Даже знамена из экономии иногда делались из серой ткани. По воспоминаниям одного из ученых, стоявшего у истоков отечественного телевещания, в 1968 году велось вещание из студии цветного телевидения. Шла передача «Поет Александр Ведерников», а в кадре были черный рояль, черный фрак, белая манишка и бледное, без кровинки, лицо певца! И все это на сером, нейтральном фоне. В цвете это выглядело хуже, чем на черно-белом экране.

Нужно было также объяснять режиссерам, что яркое зрелище парада физкультурников, радующее цветами на крупных планах, на общем плане станет серым, как брусчатка Красной площади, поскольку в цветном телевидении мелкие детали не окрашиваются.

Трудно формировался парк цветных телевизоров, хотя их долгое время продавали ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта телевизоров: население почти перестало покупать черно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но еще не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надежности. Да и объем цветных программ рос очень медленно.