Смекни!
smekni.com

Тоталитаризм и его разновидности (стр. 2 из 3)

Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями, тоталитарным коллективистским мировоззрением.

Перечисленные выше факторы, благоприятные для рождения тоталитаризма как государственного строя, могут сыграть роль лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся прежде всего этатизация общества (резкое расширение государственного влияния), а также появление тоталитарных движений и партий нового типа – предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям – вождям. Именно эти веры организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя.

3. Сущность, характерные черты и основные формы тоталитарного режима

В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.

Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.

3.1. Характерные черты тоталитаризма

Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:

-официальная идеология, которая должна признаваться всеми;

-монополия на средства массовой информации;

-монополия на все средства вооруженной борьбы;

-система террористического полицейского контроля;

-централизованная система контроля и управления экономикой.[6]

Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:

-чрезмерное огосударствление общественной жизни;

-правовое закрепление руководящей роли одной партии;

-осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.

Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.

Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего — режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.

Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.

Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.

Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.

Согласно Х.Арендт, тоталитаризм – это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе - материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих - тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.[7]

«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения»[8].

3.2. Основные формы тоталитаризма

При исследовании сущности тоталитарного режима необходимо рассмотреть и его исторические формы. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения. В одних учебных пособиях приводятся «три важнейшие разновидности тоталитаризма: «коммунистический», «фашизм» и «национал-социализм». В других – две: «советский социализм» и «германский национал-социализм».[9] Есть и такие учебные пособия и монографии, где ничего не говорится ни о «тоталитарных», ни о «политических режимах», а рассматривается лишь категория «политические системы».

Западные социологи и политологи различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистический) и левоэкстремистский, возникший в результате переворота, произведенного в революционной России Сталиным.

Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Характерными чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризиса. Впервые фашистский режим был установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.

Особым изуверством отличался германский фашизм, который, придя к власти, быстро превратился в главную силу мирового фашизма, пытаясь навязать свое господство всему человечеству.

Левоэкстремистский (коммунистический) тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинским», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать разные социальные образования, имеющие ряд «социалистических признаков»: «государственный социализм», получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с ним не имеет, являясь вариантом буржуазного демократического общества. Суть государственного социализма заключается в наличии социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийно-государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом и распределением материальных благ. В духовной сфере – установление соответствующей идеологии в качестве господствующего государственного мировоззрения.[10]