4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы
Советский вариант тоталитарного режима стал складываться в период гражданской войны и политики «военного коммунизма». Характеризуя этот этап, А.М.Горький еще в 1918 г. писал: «Можем ли мы по совести сказать, что за годы революции русский народ, освободившийся от насилия и гнета полицейско-чиновничьего строя, стал лучше, добрее, умнее, честнее? Нет, ни один правдивый человек не скажет этого. Мы продолжаем жить так же, как жили при монархии, среди тех обычаев, привычек и предрассудков: так же глупо и грязно: своекорыстие, жадность и злоба, воспитанные старым строем, остались с нами…Именно наша некультурность мешает нам удержать за собой те завоевания, которые нам дала революция 17-го года»[11].
Октябрьская революция ввела у нас существенно новую систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму — царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс. Народ воспитывался в духе преклонения перед именем вождя, в духе безграничной веры в справедливость каждого его слова. Под влиянием феномена «образ врага» распространялась подозрительность и поощрялось доносительство, что вело к разобщению людей, росту недоверия между ними и возникновению синдрома страха.
Любая тоталитарная система создает культ. Но подлинным и главным объектом его выступает не человек, а власть как таковая.Культ власти — в этом состоит сущность тоталитарной системы. Власть оказывается сверхценностью — ценностью абсолютного, высшего порядка. Кто имеет власть — имеет все: роскошную жизнь, подобострастие окружающих, возможность высказывать суждения по любому поводу, удовлетворять каждую свою причуду и т.д. Кто не имеет власти, не имеет ничего — ни денег, ни безопасности, ни уважения, ни права на свое мнение, вкусы, чувства.
Основнойсоциальной силой, на которую опирался тоталитаризм в период его формирования, был не какой-то определенный класс, а люмпенство в широком смысле слова, люди разного социального происхождения, выбитые из своих традиционных социальных «луз» мощными экономическими и военными потрясениями, люди с маргинальной психологией. В России именно эти люди с энтузиазмом ринулись в партию во время «ленинских призывов», не утруждая себя необходимостью разобраться в основных идеях марксистской теории.
В целях сохранения позиций новая власть зачастую была вынуждена самым суровым образом расправляться и с рабочим классом, от имени которого она управляла. Но наибольший урон нашему народу нанес тоталитаризм духовный. Практически всю российскую интеллигенцию, воплощавшую дух народа, тоталитарному режиму пришлось уничтожить, и она либо эмигрировала, либо закончила свой путь более трагично на родной земле. Тоталитарное общество не может позволить себе такой роскоши, как свобода мысли.
Второй этап тоталитаризма – от середины 20-х до середины 50-х, характеризуется тем, что формируется армия бюрократии, способная с помощью карательных органов дать отпор всем, кто поднимется на уровень «рассудка» и заявит о своих правах. Господство централизованно-административных форм управления всеми сферами общественной жизни - необходимая черта бюрократизации. Здоровая конкуренция альтернативных управленческих решений подменяется аппаратной интригой, а соперничество специалистов — карьерно-клиентными отношениями.
В ходе третьего этапа – с середины 50-х и до середины 80-х гг., окончательно формируется «номенклатура», привилегированная прослойка, войти в которую было не просто, но «выпасть» из нее можно было лишь за особо одиозные прегрешения. Границы между разными слоями общества становятся менее подвижными. И все это происходит под лозунгами равенства и воцарившейся справедливости. Этот период называют так же «хрущевской оттепелью», т.к. происходит смягчение тоталитарной системы, постепенный переход к авторитаризму.[12]
С 1985 г. тоталитарная система стала разрушаться: была ликвидирована монополия КПСС в политической и общественной жизни страны и той идеологии, которая носила догматический характер; стали появляться альтернативные формы собственности, политическая система начала характеризоваться плюрализмом и многопартийностью, начался постепенный отход от идеологических догм.
История показала, что тоталитарная система обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения ограниченных целей, например победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.д. Некоторые авторы рассматривают тоталитаризм даже как одну из политических форм модернизации слаборазвитых стран.
Коммунистический тоталитаризм приобрел значительную популярность в мире благодаря своей связи с социалистической идеологией. Привлекательности тоталитаризма способствовал и страх еще не оторвавшегося от общинно-коллективистской пуповины индивида переел отчуждением, конкуренцией и ответственностью, свойственных рыночному обществу. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жестоким подавлением всякой оппозиции.
И все же тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.[13]
Список использованной литературы
1. Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.
2. Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918.
3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 1996.
4. Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М.: Наука, 1994.
5. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.
6. Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М.: Наука, 1994.
7. Х. Арендт. Истоки тоталитаризма. М. ЦентрКом, 1956.
[1] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // Соц.-гуманит. знания.- 1999.-№1.С. 84.
[2] там же, С.85.
[3] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 186.
[4] История политических и правовых учений. М., 1991, .С.164.
[5] Работяжев Н.В. Феномен тоталитаризма: политические теории и исторические метаморфозы. М., 2005.
[6]Fridrich C. J., Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, Mass, 1956, p. 58.
[7] Х.Арендт. Истоки тоталитаризма. М., 1956. С. 624.
[8] там же, С.532.
[9] Белов Г.А. Политология. Курс лекций. М., 1996, с. 140.
[10] Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века. // С. 95-96.
[11] Горький А.М. Революция и культура // Культура и свобода. СПб., 1918. С.5.
[12] Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму, 1917-1929 гг. М., 1998. С. 164.
[13] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. С. 196.