Смекни!
smekni.com

Тоталитаризм и его разновидности (стр. 1 из 3)

Сибирская Академия Государственной Службы

(СибАГС)

Кафедра политических наук и технологий

Реферат на тему

Тоталитаризм и его разновидности

По дисциплине: Политология

Выполнила: студентка гр. № 07115, Саая Е. Ю.

Проверила: к.и.н., доцент Плясуля Г.И.

Новосибирск, 2008

Содержание

Введение. 3

1. Идейные истоки тоталитаризма. 5

2. Предпосылки возникновения тоталитаризма. 6

3. Сущность, характерные черты и разновидности тоталитарного режима. 9

3.1. Характерные черты тоталитаризма. 9

3.2. Разновидности тоталитаризма. 12

4. Характеристика сталинской тоталитарной модели политической системы...14

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 18


Введение

Тоталитаризмкак тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Уже в самом начале тоталитаризм однозначно отождествлялся с фашизмом и коммунизмом, рассматривавшихся как два его различных ответвления. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, он обрушили на них террор и репрессии, втянул мир в череду кровавых войн.

Тоталитаризм – одно из спорных в науке понятий. Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие – к общественно-политическому строю, третьи – к социальной системе. Охватывающей все сферы общественной жизни. Либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно недостаточно. Так как понятие «политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма. По мнению Сумбатяна Ю.Г. «тоталитаризм – это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-госсударственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре».[1]

Термин «тоталитаризм» (от лат. «totalitas» - цельность, полнота и «totalis» - весь, полный, целый) отличается от всех других известных истории форм государственно-организованного насилия – деспотии, тирании, монархии, авторитаризма, диктатуры, военного режима и т.п. Этот термин ввел в оборот в 20-е гг. Б.Муссолини для характеристики своего движения. Он считал, что первостепенной ролью государства в обществе является претворение в жизнь судьбы нации, и потому оно должно обладать абсолютной, неограниченной властью. Термин "тоталитаризм" стал употребляться для обозначения фашистского режима в Италии и германского национал-социалистического движения. С 1929 года, начиная с публикации в газете "Таймс", его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Тоталитаризм, как и любой другой политический строй, следует рассматривать как социальную систему и политический режим. В широком смысле, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм – это определенный общественно-политический и социально-экономический строй, идеология. В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического и социального порядка, способствующих формированию политической власти. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы. Отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма. Для определения сущности и основных форм тоталитаризма необходимо рассмотреть его идейные истоки. Уходящие в глубь истории, и предпосылки его возникновения.[2]

Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности, характерных черт и разновидностей тоталитарного режима.


1. Идейные истоки тоталитаризма

Хотя тоталитаризм становится реальностью лишь в XX в., его идейные истоки уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до н.э. Гераклит считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами».[3]

В античную эпоху при рассмотрении тирании, деспотии как традиционных форм государства древнегреческие философы характеризовали их жесткие, тоталитарные тенденции. Достаточно детальный анализ этих тенденций содержится в произведениях Платона, особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как безусловное подчинение индивида и сословия государству – реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни; единая обязательная для всех граждан религия и т.п.

Значительно обогатил тоталитарную идею Ж.Ж.Руссо. Он исходил из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных граждан государство имеет право принудить их к этому силой и тем самым заставить «быть свободными». Ибо свобода проявляется в соответствии с общей волей.[4]

В средние века, а особенно в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, Г.Бабёфа и др. Одна из наиболее ярких отличительных черт этого направления тоталитарной мысли – требование всеобщего равенства. Так, Г.Бабёф призывает «навсегда отнять у каждого надежду стать более богатым, более влиятельным, превосходящим своими знаниями кого-либо из сограждан».

Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве и ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др. Тоталитарные черты К.Маркс находил в абсолютной монархии в Европе, и особенно в бонапартических режимах XVIII – XIX вв. во Франции.

2. Предпосылки возникновения тоталитаризма

Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, т.к. специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.

Только в начале XX в. с развитием производительных сил и научно-технической революцией появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.

Тоталитаризм — это принятие большинством индивидов власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только диктатор, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти над историческими закономерностями, временем, пространством над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования.[5]

Появление такого тоталитарного индивида — первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные.

Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.

Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация населения, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества и т.д.

Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, - в классе, нации, государстве, партии и т.п.