Смекни!
smekni.com

Истоки и предпосылки тоталитаризма (стр. 2 из 4)

2. Признаки тоталитаризма.

Учёные, политологи, написали ряд фундаментальных работ на тему возникновения и существования тоталитаризма, важнейшими из которых являются: книга Х. Арендта "Происхождение тоталитаризма" и совместная монография К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия".

Авторы последнего исследования предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:

- единая массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером;

- официальная идеология, признаваемая всеми;

- монополия власти на СМИ(средства массовой информации);

- монополия на все средства вооруженной борьбы;

- система террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "тоталитарный синдром", оказала большое влияние на последующие исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось на несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Сложность создания приемлемой концепции привела к критике самой идеи моделирования тоталитаризма, основные положения которой сводились к следующему:

-с помощью концепции тоталитаризма нельзя исследовать динамику процессов в социалистических странах (Г. Гласснер);

-не бывает целиком контролируемой или неконтролируемой системы (А. Кун);

-модели тоталитаризма нет, так как взаимоотношения между отдельными ее элементами никогда не были разъяснены (Т.Джонс);

-тоталитарная модель игнорирует "источники общественной поддержки" тоталитаризма в СССР (А. Инкельс).

Однако поиск оптимальной модели продолжается по сей день.

В научной литературе различают два "классических" типа тоталитаризма — правый (фашизм, национал-социализм) и левый (сталинизм, маоизм). Их противопоставление игнорирует общность внутренней природы обоих явлений, прежде всего огосударствления основных сфер жизнедеятельности общества, неограниченной власти государства над человеком, в т.ч. и через механизмы идеологической обработки. Наличие этой, самой характерной, черты тоталитаризма позволяет отличать его от авторитарного режима.

Можно выделить следующие "родовые" черты, которые в совокупности определяют тоталитаризм при всём разнообразии его этнонациональных, цивилизационных причин:

а) неприятие демократических прав и свобод — слова, печати, собраний, объединений и т.д.;

б) всевластие (включая монополию на информацию) корпоративных организаций иерархического типа;

в) государственная и/или находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере — на основную их часть;

г) административно регулируемый характер экономики, в т.ч. централизованное распределение сырья, продукции (редистрибуция), значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества;

д) официальная регламентация всех сторон жизни общества и человека, включая ограничения в одежде, передвижении, проведении досуга и т.д.;

е) мощный репрессивный аппарат, использующий методы физического и психологического террора по отношению к массовым и даже элитным группам; система всеобщей слежки и "стукачества"; развитая сеть тюрем и концлагерей с антигуманными методами содержания;

ж) мессианская государственная идеология (т.е. копилка убеждений, имеющих силу веры), долженствующая распространиться (вместе с ее носителями) по всему миру или хотя бы в его значительной части;

з) агрессивный характер внешней политики, сочетающийся с самоизоляцией страны (закрытое общество);

и) милитаризация экономики и всего общества, перманентное применение насилия (полицейского и армейского) во внутренней политике;

к) общенациональный, наделяемый сверхъестественными качествами правитель (вождь) как ключевой элемент политико-идеологической системы.

3. Идейные истоки и предпосылки тоталитарного политического режима.

Отдельные элементы тоталитарной системы исторически обнаруживаются во многих типах диктатур так в восточных деспотиях можно было видеть жестокость правления и абсолютный авторитет владыки, в средневековых государствах Европы требования церкви придерживаться одних и тех же верований от рождения до смерти. Однако в целостном виде все то, что органично присуще этому политическому порядку проявилось в определенный исторический период.

Целостные тоталитарные политические системы сформировались исторически, самостоятельно и качественно из соответствующих диктаторских режимов, которые искусственно выстроили однотипные юридические, социальные и экономические отношения. В целом тоталитаризм являлся альтернативой которая была у стран оказавшихся в условиях кризиса.

Депрессия, утрата населением социальных ориентиров, распространение нищеты, преступности, экономический упадок при наличии деятельности хорошо организованных партий с жесткой дисциплиной, а также распространением идеологических доктрин, при наличии этих и многих других факторов общество становиться на путь создания тоталитарных систем.

Важными предпосылками и условиями утверждения тоталитарной системы является размывание традиционной социальной стратификации, достижение культурной, нравственной, социальной и даже этно -национальной (в теории) однородности путем уничтожения всех объединений, организаций, классов, сословий, союзов, которые могли служить для человека прибежищем и опорой. Подрубанием всех органических корней связывающих отдельного человека с обществом иначе говоря идеологи и вожди тоталитаризма сделали все для того чтобы фрагментировать и атомизировать общество лишить человека унаследованных от прошлого социальных и иных связей и тем самым изолировать людей друг от друга. В результате каждый отдельной взятый индивид оставался один на один перед лицом всемогущего государства. Как отмечалось выше в тоталитарной политической системе преобладает господство государства над обществом и индивидуумом, несмотря на то, что во главе государства стоит порой харизматическая личность. Соответственно разрушается или не возникает вообще гражданское общество. Государство не нуждается в нем и отвергает его как несовместимое с полным подчинением личности. На его месте создается формализированная структура, представляющая собой инструментарий тоталитарного государства. Государство доминирует над обществом. Более того имеет место поглощение и общества и государства одной единственной господствующей партией которая превращается в осевой институт государственной системы. Партия в свою очередь, всецело отождествлялась с ее фюрером или вождем. Гитлер декларировал в 1935г. : «Партия есть моя частица, а я -часть партии»[1]Характерно, что, несмотря на различие в идеологических целях режимов, методы, применявшиеся ими для борьбы с идейными про­тивниками, были практически одними и теми же: изгнание из стра­ны, помещение в концентрационные лагеря, физическое уничтоже­ние. Непрерывность идеологической борьбы за чистоту помыслов вы­ражалась в систематическом применении репрессий против целых социальных и национальных слоев. Уничтожив или подавив на время кон­курентов в обществе, правящие партии неизменно переносили ост­рие очистительной идейной борьбы внутрь своих рядов, преследуя недостаточно лояльных членов, добиваясь более полного соответствия их поведения и личной жизни провозглашаемым идеалам. Такая важ­нейшая для сохранения режимов политика сопровождалась кампа­ниями «по промыванию мозгов», поощрению доносительства, конт­ролю над лояльностью.

В угоду укоренению новой системы ценностей тоталитарные ре­жимы использовали собственную семантику, изобретали символы, создавали традиции и ритуалы, предполагавшие сохранение и упро­чение непременной лояльности к власти, умножение уважения и даже страха перед нею. На основе идеологий не только проектировалось будущее, но и переосмыслялось, а точнее, переписывалось прошлое и даже настоящее. Как метко писал В. Гроссман, «...государственная мощь создавала новое прошлое, по-своему двигала конницу, наново назначала героев уже свершившихся событий, увольняла подлинных героев. Государство обладало достаточной мощью, чтобы наново пе­реиграть то, что уже было однажды и на веки веков совершено, пре­образовать и перевоплотить гранит, бронзу, отзвучавшие речи, из­менить расположение фигур на документальных фотографиях. Это была поистине новая история. Даже живые люди, сохранившиеся от тех времен, по-новому переживали свою уже прожитую жизнь, превра­щали самих себя из храбрецов в трусов, из революционеров в агентов заграницы».

Как утверждал, например С. Нунцио государство является единственным и конечным источником власти. Фашисты отвергали, какие то ни было ограничения власти государства. Оно по своей сущности интегрально и тотально в его рамках нет места частному в отрыве от публичного. Эта идея нашла доктринное выражение в следующем афоризме Б.Муссолине: «Все внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства».

Эта установка проявлялась в частности, в том, что в общих главных разновидностях тоталитаризма все без исключения ресурсы будь то материальные, человеческие или интеллектуальные, были направлены на достижение одной универсальной цели: тысячелетия рейха в одном случае и светлого коммунистического царства всеобщего счастья - в другом. Единая универсальная цель обуславливает моно идеологию в лице единой государственной идеологии. Все что не согласуется с единомыслием в отношении данной цели предавалась анафема и ликвидировалось. Отсюда вытекают провозглашенные большевиками принципы «кто не снами – тот против нас» или «враг не сдается его уничтожают» В подобном духе в одном из своих выступлений в 1935 г. Гитлер говорил: «В нашей борьбе возможен только один исход: либо враг пойдет по нашим трупам, либо мы пойдем по его». Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь истины и силы: здесь сила определяет истину. Особым фактором, способствавшим ориентации общества на построение тоталитарных порядков и обладавших существенным значением именно в России были традиции подпольной деятельности террористических организаций революционизировавших политическую активность населения и легитимизировавших в общественном мнении идей насильственного передела и богатства, избавления от лиц мешавших прогрессу и установлению справедливости. Это традиции, утверждавшие презрение к ценности человеческой жизни и авторитету закона, в последствии послужили одним из самых мощных источников распространения повседневного «стукачества», бытового доносительства оправдывающего предательства людьми своих родных и близких во имя «идеалов», из страха и уважения к власти.