Смекни!
smekni.com

Интеграция Испании и Европейского Союза (стр. 3 из 4)

Недра Испании богаты полезными ископаемыми. Страна занимает девятое место в мире и первое среди государств-членов ЕС по добыче металлосодержащего сырья. По энергоносителям Испания занимает 40-е место в мире. Собственная нефть (около 30 млн. тонн), покрывает менее 10% потребностей. На 90% национальная экономика зависит от импорта энергоносителей. Из более чем 100 наименований полезных ископаемых разрабатывается только 16: железная руда, пириты, медь, олово, ртуть, серебро, вольфрам, золото, кварц, уран, уголь и др.

Испания сравнительно слабо обеспечена энергоносителями, поэтому высокими темпами развивается электроэнергетика. Первая атомная электростанция введена в эксплуатацию в 1968 г., сейчас в стране работают 9 атомных реакторов. Так как с 1983 г. объявлен мораторий на строительство новых АЭС, то стимулируется освоение альтернативных источников энергии. Принято решение о создании единого энергетического рынка «Mibel», который объединит испанские компании «Endesa», «Iberdrola», «Union Frenosa», «Gas Natural», португальскую «EdP» и итальянскую «ENEL Viesgo». По ряду показателей в развитии обрабатывающей промышленности (производство судов, станков, телекоммуникационного оборудования, продукции нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) Испания входит в первую десятку мировых производителей.

На долю машиностроения в Испании приходится около 40% рабочих мест и 30% прямых иностранных инвестиций.

Испанское автомобилестроение занимает 4-е место в Европе (свыше 3 млн автомобилей в год). Оно находится под контролем иностранного капитала: 40% продукции выпускают французские компании «Citroen» и «Talbo», американские «Ford Motor» и «General Motors». Главная испанская автомобильная фирма «Ceat» — филиал германского концерна «Volkswagen». Автомобили занимают 1-е место в испанском экспорте.

Главной движущей силой промышленного развития является сектор телекоммуникаций и информационных технологий (8% ВВП). По стоимости своей продукции он занимает 1-е место в экономике страны.

Химическая промышленность в Испании выходит сейчас на второе место. Объем синтетических смол, волокон, пластмассы и другой продукции органического синтеза в последнее время значительно увеличился.

Крупнейшие фирмы на испанском рынке — национальные «Encpetrol», «Rio-Tinto» и «Exilosivos», американские «Texaco», «Chevron» и «Dow-Chemical», германские «BASF» и «Bayer», французские «Michelin» и «Rhone-Poulenc».

В Испании развитая обувная и пищевая (3-е место в стране по стоимости продукции) промышленность. Выделяется производство вина (центры производства качественных вин — Малага и Херес-де-ла-Фронтера), оливкового масла и плодоовощных консервов.

В сельском хозяйстве преобладает «средиземноморский тип хозяйства» — главную роль играет растениеводство. Испания занимает одно из первых мест в мире по выращиванию оливок, помидоров, косточковых культур, винограда и цитрусовых. Страна является крупным производителем апельсинов (1-е место в Европе), бахчевых культур (в основном дынь). Но собственного зерна не хватает. Импорт пшеницы составляет 45% объемов национального производства.

Мясо и молоко в Испании импортируют, так как на долю животноводства приходится всего 40 процентов стоимости сельхозпродукции страны. Относительно неплохо развито птицеводство (ежегодное производство мяса птицы — около 1 млн т). Испания входит в первую десятку стран мира по вылову и переработке морской рыбы.

Важную роль в экономике страны играют транспорт и связь. Протяженность автомобильных дорог составляет 664 тыс. км, железных дорог — 14 тыс. км. Испания и Португалия договорились о строительстве 4 веток общей скоростной железной дороги, которая соединит ключевые пункты обеих стран. Морской торговый флот — примерно 500 судов (4 млн бр.-рег. т). Он перевозит 80% импортных и 70% экспортных грузов.

Туризм — важный элемент экономики Испании. Он обеспечивает 1,6 млн рабочих мест, стимулирует строительство, частично покрывает дефицит внешней торговли. Испания ежегодно принимает 50—63 млн иностранных туристов. Она располагает уникальными рекреационными ресурсами: теплым климатом, протяженным морским побережьем с хорошими пляжами, разнообразными историческими и культурными памятниками.

Основные приоритеты социальной политики — борьба с безработицей, развитие образования и здравоохранения, улучшение системы социального обеспечения. В 2001 г. государственные расходы на социальную сферу составили 16% ВВП (в 1975г.— лишь 8%).

Испания участвует в европейской интеграции и выступает за ее развитие .На прошедшем в 2005 г. референдуме о ратификации Конституции Европейского союза 77% испанцев сказали «да». Примерно такой результат и прогнозировался социологами и политологами. Ведь с момента вступления страны в ЕС (в 1986 г.) уровень жизни в Испании заметно вырос — и не в последнюю очередь благодаря трансфертам из общеевропейского бюджета.

Внешняя торговля Испании дефицитна. В 2003 г. экспорт Испании составлял 159,5 млрд долл. (сырье — 20%, готовые промышленные товары — 78%, наукоемкая продукция — 8%), а импорт превышал 202,4 млрд долл. (топливно-энергетические ресурсы и промышленное оборудование — 80%). За период 1975—2003 гг. экспорт вырос более чем в 20 раз. В структуре экспорта стали преобладать промышленные изделия (75—80% всего экспорта), а доля традиционных товаров (сельскохозяйственная, пищевкусовая, текстильная продукция) сократилась.

Основные внешнеторговые партнеры: страны Евросоюза (около 68%), развивающиеся страны (18%) и США (61%). В 2001 г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в испанскую экономику составил 160 млрд долл. Основные инвесторы — страны Евросоюза (около 70%) и США (17%). Испанские прямые инвестиции за рубежом оцениваются в 160 млрд долл. (60% приходится на Латинскую Америку, 35% — на страны ЕС).

Отношение Испании к процессу вступления Украины в ЕС

Чрезвычайный и Полномочный Посол Испании в Украине Луис Гомес де Аранда и Вийен имеет свое мнение о том, как членам ЕС следует общаться с «двоюродными братьями». Однако Посол Испании напоминает: успеха на 90% в реформах и согласия политиков лишь по некоторым вопросам недостаточно для продвижения страны в ЕС. Необходим стопроцентный успех и полное единодушие во всех ключевых вопросах.

— Как бы вы охарактеризовали нынешний уровень отношений Украины и Испании? Насколько наша страна интересна для испанских предпринимателей?

— Сначала хотел бы сказать о политических отношениях. Как известно, Испания — член Европейского Союза, Украина стремится к интеграции в ЕС. Политические отношения между двумя странами обусловлены, в первую очередь, этим фактором. Испания всегда испытывала определенную симпатию к Украине. Испания обрела членство в Европейском Экономическом Сообществе (ЕЭС) — объединении, сегодня называющемся Евросоюзом — в 1986 году, когда оно существовало уже достаточно долгое время. Я ни в коем случае не преувеличиваю значение исторических параллелей для Испании, которой нужна была евроинтеграция, и для Украины, которая немногим более десятка лет тому назад обрела независимость и только начинает свой путь в Европейский Союз. В частности, испанская диктатура при генералиссимусе Франсиско Франко не осуществляла такого жесткого контроля, который был при политическом режиме Советского Союза. В Испании тоже был политический контроль, но он не касался экономики, всегда существовала частная собственность и свободное предпринимательство. С 60-х годов начался массированный приток европейского и американского капиталов.

В пятидесятые годы Испания наивно пыталась вступить в так называемый Общий Рынок, но ответ всегда был отрицательным именно из-за несоответствия политических институций. И только после смерти Франко процесс вхождения Испании в ЕЭС был ускорен. Но даже после проведения первых демократических выборов Мадриду стоило огромных усилий и времени войти в ЕЭС, потому что необходимо было, чтобы совпали интересы и ЕЭС, и Испании. Поэтому, когда мы видим стремление Украины интегрироваться в общеевропейское пространство, у нас инстинктивно вызывает симпатию этот процесс.

Что касается экономических двусторонних отношений, то они еще слишком слабы. Торговля Испании ориентирована на два больших региональных сектора. Первый — торговля со странами ЕС, особенно с Германией и Францией, и второй — со странами-экспортерами нефти. Что касается инвестиций, здесь особенную роль играет Южная Америка. Поэтому нельзя сказать, что Украина занимает в этом списке достаточно весомое место. Ваша страна также в основном торгует со своими географическими соседями. С моей точки зрения, эта ситуация неудовлетворительна, так как обе страны теряют коммерческие возможности. В этом проявляются отголоски десятилетий разрозненности Европы.

В этой связи следует отметить, что коммерция идет вслед за инвестициями. Общеизвестно, что иностранные инвестиции, в частности испанские, в украинской экономике достаточно незначительны. Ответственность за такое неудовлетворительное положение ложится на обе стороны. С испанской стороны еще существует инерция, которая не позволяет быстро реагировать на изменения в общей ситуации в мире после окончания холодной войны. В то же время Украина до сих пор не создала таких условий, при которых инвесторы могли бы чувствовать себя спокойно. Испанские предприниматели видят возможности для работы в вашей стране, но сомневаются.

— Коль скоро речь зашла о ЕС, то какими вы видите отношения Украины и Союза в ближайшем будущем? В Брюсселе говорят о статусе соседства, Киев стремится к статусу ассоциированного члена. Как вы прокомментируете эту дилемму?

— Это две абсолютно разные концепции. Предположим, какой- то человек — мой сосед. В этом случае порядочные люди берут на себя определенные обязательства, которые должны быть взаимными. Но если этот сосед еще и член моей семьи, то отношения будут уже другими. Я не могу высказывать мнение в этом случае как посол, скорее — как аналитик. Если, общаясь с моим двоюродным братом, я не принимаю во внимание родственные отношения, то таким образом я ставлю под сомнение не только общение с ним, но и саму идею родственных отношений. Для меня ЕС сможет сохраниться только в том случае, если примет за конституциональную основу концепцию семьи народов. Мое мнение, независимо от проводимой политики, которая находится вне моей компетенции: я за то, чтобы у интеграции и европейской идентичности было будущее.