Значительный слой образует духовная, культурно-идеологическая элита. В нее обычно включают профессиональных идеологов, лиц, направляющих деятельность средств массовой информации, работников культуры и искусства, верхушку духовенства ( особенно если церковь вмешивается в политику). Эта группа отличается значительной самостоятельностью, она может выступать и как оппозиция политической элите. Отношения с идеологической элитой у политической элиты бывают весьма напряженные. Однако эффективное управление современным обществом невозможно без целенаправленного формирования его идейной жизни. Идеологии превратились во «внутреннюю религию» государства. Поэтому политическая элита заинтересована в поддержке идеологической элиты, ищет с ней компромиссы.
Таким образом, политическая элита – это часть структуры элит, хотя и важнейшая, но только часть. Во властвующую элиту входят элитные группы, которые оказывают существенное влияние на принятие политических решений: это представители деловой, бюрократической, военной и идеологической элит.
Важнейшей функцией элит является актуализация интересов данного класса, слоя с помощью политической власти, формирование воли класса и непосредственное руководство претворением этой воли в жизнь. Защищая определенные классовые интересы, элита относительную самостоятельность, потому что она носитель непосредственных властных полномочий. В особых случаях элита может принимать решения, против которых выступает большинство ее класса, так как, обладая необходимой политической компетенцией, она лучше понимает и совокупные интересы класса, и общегосударственные интересы.
Политическая элита вырабатывает государственную политику, формирует политическую стратегию и стремиться к ее успешной реализации. Для элиты важно интегрировать различные интересы ви волеизъявления в единую результирующую волю и тем самым расширить свою социальную базу. Итоговые решения политической элиты – это результат согласования и корректировки курсов, учет пестрой палитры социальных позиций на общегосударственном уровне. В конечном итоге власть элиты сильна и стабильна, если ее решения рациональны, их реализация эффективна, а в обществе достигнут баланс социальных интересов.
Существенным моментом в деятельности элиты является защита ценностей, идеалов, характерных для данного общества, и обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства. [2. с. 132]
Из вышесказанного следует, что политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна. Элита проверяется с двух сторон: со стороны социально-господствующих сил и общества. И только в той степени, в какой элита в состоянии обеспечить баланс конфликтных интересов и проводить эффективную политику, она может длительное время оставаться у власти.
1) Зарождение и эволюция политической мысли в Беларуси.
В развитии политической мысли Беларуси можно выделить следующие основные этапы:
· Зарождение политической мысли в древней Беларуси (период раннего средневековья, ХI-ХIIIвв).
· Политические идеи эпохи Возрождения и Реформации (ХVIв.)
· Политические воззрения периода контрреформации и феодально-католической реакции ( конец ХVI – середина ХVIIIвв.)
· Политическая мысль эпохи просвещения.
· Революционно- демократические идеи ХIХ в.
· Политическая мысль начала ХХ в.
· Современный этап развития политических идей в Беларуси.
При характеристике первого этапа следует иметь в виду, что первые письменные памятники политического характера Беларуси были посвящены утверждению христианской религии и укреплению феодальной власти. Принятие христианства на Руси (988-989 гг.) было прогрессивным явлением, способствовавшим развитию экономических и культурных связей с Византией и другими европейскими странами. Происходит становление определенной системы философской и общественно-политической мысли. Сохранились такие памятники письменности, как «Супральская рукопись» (XIв.), «Туровское Евангелие».
Значительную роль в распространении письменности и просвещения сыграла Ефросинья Полоцкая (около 1120-1173). Она являлась приверженцем введения христианских принципов в государственную власть, поддерживала введение в Киевской Руси государственной помощи обездоленным (бедным, больным и старым). Княжна Прадслава выражала протест против братоубийственны усобиц, считала необходимостью единение восточно-славянских княжеств перед лицом внешней угрозы.
С Полоцком связана деятельность и одного из самых славных белорусских князей – Всеслава Брачиславовича (1044-1101), которого некоторые исследователи считают основателем белорусской государственности. Он - один из героев «Слова о полку Игореве», Упоминается в былинах, за решительность, ум и энергию прозван в народе Чародеем.
Выдающимся деятелем древнебелорусской культуры был Кирилл Туровский (1130-1182). Он прославился как проповедник, блестящий оратор, мастер риторики. Современники называли его Туровским Златословом. Ему принадлежит восемь слов (речей) три притчи («Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «О слепце и хромце», «Сказание о черноризском чине»), ряд посланий, канонов и т.д. Они проникнуты гуманизмом, патриотизмом, идеей сильной централизованной власти, которая покончила бы с междуусобными войнами удельных княжеств.
Особое внимание следует уделить изучению политической мысли Беларуси эпохи Возрождения и Реформации – своеобразного золотого века в истории белорусской культуры. Одна из особенностей белорусского Возрождения состояла в том, что гуманизм и реформация переплелись между собой и развивались одновременно.
В эпоху Возрождения белорусская земля дала миру ряд ярких мыслителей. В первую очередь это Франциск Скорина (около 1490-1551). Его влияние на философию, общественно-политическую мысль и культуру было столь велико, что это время называют эпохой Скорины. Франциск Скорина – ученый, писатель, переводчик, доктор философии и медицины – вошел в историю прежде всего как гуманист и просветитель, основатель белорусского и восточнославянского книгопечатания. Источником для изучения общественно-политических взглядов Ф.Скорины являются его предисловия и послесловия к изданным библейским книгам, в которых белорусский гуманист высказывал свои мысли по наиболее актуальным проблемам общественной жизни своего времени.[1. с.51]
Политическим идеалом Скорины являлась монархия во главе просвещенным монархом. Правитель, по его мнению должен осуществлять власть в строгом соответствии с законами, внимательно следить за исполнением правосудия. Политические идеи Ф.Скорины оказали влияние на содержание первого Статута Литовского (1529 г.), в разработке которого он, как считает ряд исследователей, принимал участие. И хотя в предисловиях Скорины подробно разработанного проекта идеального общественно-политического строя, однако настойчивая пропаганда им «добрых обычаев», прославление мудрых и образованных античных деятелей, законности и разума дают основание утверждать, что тогдашнее феодальное общество во многом не соответствовало его идеалам.
Следует отметить и тот факт, что Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира», он желал, чтоб «понеже был мир и покой по вся времена».[3 c.45]
К числу видных белорусских гуманистов XVIв. относится и Николай Гусовский (около 1480 – после 1533). Наиболее значительным его произведением является «Песнь о зубре» (1522 г.) . Поэт выступал выразителем передовых общественно-политических взглядов того времени, популяризатором истории и культуры Беларуси. В поэме выражен призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, идея патриотизма и антивоенный пафос. Н.Гусовский первый в славянской литературе увидел и отразил начало кризиса социально-политического строя Великого княжества Литовского, с возмущением писал о бедствиях простого народа, разбое и волюнтаризме угнетателей, защищал преимущественно раннебуржуазные идеалы.
Началом Реформации на белорусских землях считается 1535 г., когда Слуцкий князь Ю.Семянович дал разрешение на постройку в городе лютеранской церкви. Однако лютеранство не получило широкого распространения среди населения Великого княжества Литовского. Значительное влияние здесь имел кальвинизм. Первая кальвинистская община была создана в 1555 г. в Вильно Николаем Радивилом Черным.
Крупнейшими идеологами белорусских кальвинистов являются Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Большая часть их произведений посвящена полемике по религиозным вопросам. А.Волан дал светскую трактовку «естественного права», выступал за равенство всех сословий перед законом, считал что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в свою очередь, от мудрой с справедливой власти. Он не был защитником имущественного равенства людей, хотя осуждал неумеренные аппетиты феодалов Речи Посполитой, призывал их думать не только о себе, но и обо все народе.
В публикациях Л.Сапеги подчеркивалось, что вся власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право, жестоко ограничивать свою деятельность законами. Он любил повторять известный афоризм Цицерона: «Чтобы быть свободными, мы должны являться рабами закона». Идея правового государства нашла отражение в IIIСтатуте Великого княжества Литовского 1588 г., составителем которого был Л.Сапега.
Значительный вклад в белорусскую политическую науку внес Сымон Будный (около 1530-1593).В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) С.Будный выступил с острой критикой существующего государственного строя, потребовал ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия, обосновал свой политический идеал – монархию, ограниченную сословным представительством и законом. Интересными являются размышления о проблемах мира и войны – он подразделял их на справедливые, ведущиеся ради обороны Родины, и несправедливые (завоевательные).