Смекни!
smekni.com

Диктатура пролетариата (стр. 1 из 3)



План
Введение
1 Появление термина
2 «Диктатура пролетариата» в марксизме-ленинизме
3 «Диктатура пролетариата» и социал-демократия
4 «Парижская коммуна» и «диктатура пролетариата»
5 «Диктатура пролетариата» в СССР — практическое воплощение теоретических установок
5.1 Закрепление формы власти в основных законах
5.2 Практическая реализация
5.2.1 Выполнение задач по «разбиванию вдребезги старого государственного аппарата»
5.2.2 Подавление «бешеного сопротивления» буржуазии

5.3 Внутрипартийная критика существовавшей «диктатуры пролетариата»


Список литературы

Введение

Диктату́ра пролетариа́та — форма политической власти, выражающей интересы рабочего класса. Согласно марксистской теории, во время превращения капиталистического государства в бесклассовое коммунистическое общество должен пройти транзитный период, когда государство ещё будет существовать, но власть в этом государстве будет принадлежать пролетариату, а формой власти будет диктатура[1]. В этот переходный период неограниченная власть, пользующаяся поддержкой большинства (пролетариата), будет употреблена на то, чтобы заменить капиталистическую экономическую систему и подавить общественные группы, поддерживающие эту систему (т. е. «диктатуру буржуазии»), для построения бесклассового коммунистического общества в перспективе. Иные формы перехода от капитализма к коммунизму, согласно марксизму, невозможны. Данная форма власти была применена на практике революционными рабочими во время Парижской коммуны и большевиками в первоначальный период существования Советской России и СССР, где она реализовалась в виде власти коммунистической партии, осуществлявшей диктатуру от имени пролетариата, хотя он от власти фактически был отстранён.[2]

1. Появление термина

Термин Диктатура пролетариата появился в середине XIX века. Первое известное использование термина — в работе Карла Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» (написана в январе — марте 1850 года): «Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений» (т. 7, с. 91).

2. «Диктатура пролетариата» в марксизме-ленинизме

В Манифесте Коммунистической партии (1847 год) Маркс и Энгельс, хотя и не используя собственно термина «диктатура пролетариата», изложили основные положения концепции: «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.»[3]

1 января 1852 года журналист Джозеф Вейдемейер опубликовал статью «Диктатура пролетариата» в газете New York Times. В «Письме Вейдемейеру» от 5 марта того же года Маркс писал, что он доказал, в частности, «что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата» и что «эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.»[4] Маркс считал «диктатуру пролетариата» единственно возможной и неизбежной формой пролетарской власти, т. к. он ошибочно [5] полагал, что в буржуазном обществе существует «диктатура буржуазии», и буржуазия власть не отдаст, кроме как при её (буржуазии) насильственном уничтожении. Реальное развитее общества, однако, показало, что существуют и иные формы контроля власти буржуазии. [5] Не вдаваясь в детали практического построения такой формы власти, Маркс, в качестве примера воплощения своей теории о «диктатуре пролетариата» в реальном мире, привёл Парижскую коммуну.

Положение о диктатуре пролетариата, уточнение её места в историческом процессе изложено в «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса (1876—1878 гг.) и в «Критике Готской программы» К.Маркса (1875 год), в которой Маркс делал вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата»[6]. Данный тезис получил дальнейшее развитие в работе В. И. Ленина «Государство и революция» (1917 год): «Демократия для гигантского большинства народа и подавление силой, то есть исключение из демократии, эксплуататоров, угнетателей народа, — вот каково видоизменение демократии при переходе от капитализма к коммунизму»[7]

Теоретики революционного марксизма объясняли коренное отличие процесса превращения капиталистического общества в коммунистическое от предыдущих смен формаций тем, что зачатки новых форм отношений зарождались внутри старых обществ. При капитализме, однако, зарождение новых коммунистических форм невозможно. Ленин, к примеру, писал:

Одно из основных различий между буржуазной и социалистической революцией состоит в том, что для буржуазной рево­люции, вырастающей из феодализма, в недрах старого строя постепенно создаются но­вые экономические организации, которые изменяют постепенно все стороны феодаль­ного общества. Перед буржуазной революцией была только одна задача — смести, от­бросить, разрушить все путы прежнего общества…В совершенно ином положении революция социалистическая…Здесь к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи - организационные.[8]

— Политический отчет Центрального Комитета Седьмому экстренному съезду РКП(б). 6—8 марта 1918 г.

Справиться с этой задачей может, согласно марксизму, только диктатура пролетариата, которая (а) насильственным путём отберёт у господствующего класса буржуазии существующий государственный капиталистический механизм, уничтожит его, создаст новый, пролетарский государственный механизм и (б) будет подавлять попытки буржуазии вернуть себе власть.

Отрицая существования иных переходных форм от капитализма к коммунизму, партия большевиков была готова начать революцию, сопровождаемую невиданным насилием, а саму революцию приравнивала к гражданской войне. [9][10]

Развитие теории о диктатуре пролетариата происходило и во время существования «государства диктатуры пролетариата». Лидеры большевизма должны были связать практику государственного строительства «первого в мире социалистиеского государства» с теоретическими постулатами марксизма. И. В. Сталин давал такое определение «диктатуры пролетариата»:

Диктатура пролетариата есть
1) неограниченное законом насилие в отношении капиталистов и помещиков,
2) руководство пролетариата в отношении крестьянства и
3) строительство социализма в отношении всего общества.[11]

— Сталин

3. «Диктатура пролетариата» и социал-демократия

К концу XIX века рабочее марксисткое движение разделилось на две основные ветви — «революционный» марксизм (коммунизм) и «ревизионизм» (социал-демократия) (Бернштейн, Каутский). Последние подвергли учение Маркса, возникшее в середине XIX века, «ревизии» на основании нового исторического опыта, накопленного за прошедшие с того времени годы. Наблюдая за практическим развитием капиталистических отношений социал-демократы делали такие выводы: ставили под сомнение, как недоказательный, тезис Маркса о неизбежности социализма, как более высокой степени развития общества; отрицали факт растущей нищеты пролетариата по мере развития капиталистическх отношений и обострения в связи с этим классовой борьбы, а утверждали, что наоборот, практика показала, что имущественная пропасть между капиталистами и пролетариями уничтожается, а классовые противоречия притупляются; безусловно отвергалась теория о «диктатуре пролетариата», так как насильственный переворот становится бессмысленным, а социализм должен зародится внутри демократического буржуазного общества и «мирно врасти» в него. Социал-демократы указывали на то, что по мере развития капиталистических отношений, пролетариат завоёвывает всё больше экономических и политических свобод, и значит что только при условии соблюдения демократии, а не её уничтожении, возможно завоевание пролетариатом господства, и что эта же демократия сделает невозможной «диктатуру буржуазии».[12]:168—171 Но всё это были лишь теоретические выкладки, так ни в одной стране мира до 1917 года пролетариат не получал власть ни насильственным, ни парламентским путём.

Когда стали известны практические формы воплощения «диктатуры пролетариата» в Советской России, социал-демократия подвергла эти формы и большевисткое руководство жёсткой критике. Уже в конце 1918 года в Вене вышла работа германского социал-демократа Карла Каутского «Die Diktatur des Proletariats» , в которой он высказал мысли о том, что Маркс, рассуждая о «диктатуре пролетариата» вскользь и единожды, имел ввиду «не „форму правления“, исключающую демократию, а состояние, именно: „состоя­ние господства“» и что идеи революций и пролетарской диктатуры — продукт эпохи примитивного состояния рабочего движения, что пролетариат может освободить себя, лишь став большинством нации и достигнув в условиях «буржуазной демократии» достаточной зрелости и цивилизованности, иными словами Каутский отрицал необходимость в «диктатуре пролетариата» и утверждал, что в определённых обстоятельствах переход от капитализма к социализму возможен мирным (т.е. демократическим) путём, ссылаясь на то, что также высказывался Маркс в 1872 году касательно пролетариата Англии и САСШ.

Тезисы Каутского подверглись критике со стороны Ленина в его памфлете «Пролетарская революция и ренегат Каутский», [13] в котором он обвинил Каутского в оппортунизме. Ленин, полагал, что: «что в капиталистическом обществе, при сколько-нибудь серьезном обострении заложенной в основе его классовой борьбы, не может быть ничего среднего, кроме диктатуры буржуазии или диктатуры пролетариата»[14]:498, что «революционная диктатура пролетариата есть власть…не связанная никакими законами»[13]:246, а «марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».[7]:34