Смекни!
smekni.com

Основные направления глобализации социальных и экономических процессов (стр. 3 из 4)

Все это говорит о больших переменах в области права собственности. Прогрессирующее расширение прав собственности физических лиц или корпораций в географическом плане с возможностью пересечения национально-государственных границ стало ключевым элементом современных международных отношений. Идея, согласно которой гражданин одной страны вправе осуществлять права собственности за пределами своих национальных границ, составляет радикально новую особенность современного мира.

Эти изменения стимулировали и интенсифицировали процессы транснационализации (см. прил.) и глобализации экономики, что в свою очередь привело к формированию в мировой экономике глобальных хозяйственных комплексов - многопрофильных транснациональных корпораций (ТНК), банков (ТНБ) и т.д. Формируются союзы и объединения крупнейших ТНК и ТНБ в компьютерной и авиакосмической промышленности, самолето- и автомобилестроении и т.д. Одновременно они заключают так называемые "стратегические альянсы" со множеством государств по вопросам, связанным с разделом глобальных рынков и правилами игры на этих рынках[5].

Вся планета как бы превратилась или во всяком случае превращается единую глобальную экономическую систему, которую отнюдь нельзя представлять в качестве некого заповедника стихийных рыночных отношений между государствами в классическом смысле слова. Речь идет о глобально функционирующем мировом производственно-хозяйственном механизме, интегральной составной частью которого стали отдельные национальные экономики.

О масштабах этих процессов свидетельствуют, например, следующие данные. Мировой объем прямых зарубежных инвестиций в 1995 г. достиг 2,6 трлн долл., увеличившись за один год на 235 млрд долл. Причем почти 90% этой суммы приходится на транснациональные корпорации. Ежедневные глобальные движения капиталов в 1992 г. превысили 1 трлн долл. Произошла радикальная трансформация глобальных торговых потоков. Международная торговля стала мощным фактором, способствующим росту мировой торговли. По данным, которые приводит директор-распорядитель Международного валютного фонда М.Камдессю, за последнюю четверть века объем международной торговли возрастал на 5,5% ежегодно.

Большое значение имеет тот факт, что ныне текущие операции, связанные с оплатой товаров и услуг, в 114 странах полностью конвертируемы. А это дает возможность устранить валютные ограничения, которые препятствуют росту мировой торговли. По данным ЮНКТАД (см. прил.), объем продаж многонациональных корпораций в 1992 г. достиг 5,5 трлн долл. при общем объеме всего мирового экспорта 4 трлн долл. Более того, объем иностранных инвестиций в том же году достиг 2 трлн. долл., в то время как в 1987г. он составлял всего половину этой суммы[6].

Этому в значительной степени способствует небывалый рост объемов безналичных расчетов. За исключением черного рынка и наркобизнеса непосредственная передача из рук в руки больших сумм наличных денег становится излишней или ненужной. Бумажные потоки заменяются электронными сделками, которые заключаются круглосуточно в пределах всей планеты, создавая тем самым единый всемирный рынок. По существующим данным, объемы ежесуточных потоков достигают 1 трлн долл.


4. Интеграция экономики развивающихся стран в мировую экономику

В современном мире существуют государства, которые называют странами третьего мира, или еще, развивающимися странами, это бывшие колониальные и полуколониальные (освободившиеся), страны, отставшие от других стран по уровню социально-экономического развития вследствие некоторых особенностей их исторического пути, сохранения докапиталистических отношений и др. Но постепенно и эти страны вступают в международные экономические отношения. Хотя колониальное наследие этих стран оказывает свое негативное влияние на процесс их интеграции в мировое экономическое сообщество. Такие факторы как монокультурность, отсталость, однобокие экономические связи с бывшими метрополиями, по сути дела, служили, а во многих странах продолжают и сейчас служить факторами, воспроизводящими их зависимое положение по отношению к промышленно развитым странам. К тому же негативное влияние также оказывает неискорененность в большинстве этих стран патриархальных и докапиталистических отношений и связей. Многие развивающиеся страны в целях достижения экономического развития и процветания сделали на пути к этому существенные шаги, а именно национализировали многие иностранные предприятия, провели аграрную реформу, создали государственный сектор экономики, создали кооперативы и т.д.

Национализировалась прежде всего собственность крупных иностранных компаний, в том числе компании Суэцкого канала в Египте, "Ирак петролеум", международного нефтяного консорциума, контролирующего иранскую нефть, и др. В ряде стран частичной национализации подверглась собственность местной буржуазии. Государственная собственность росла также за счет строительства новых предприятий, особенно в отраслях тяжелой промышленности[7].

Порвав с колониальным игом развивающиеся страны пытаются преодолеть экономическую и финансовую зависимость от стран Запада. В связи с чем эти страны полностью пересмотрели систему взаимоотношений с развитыми странами. И как не странно Западу пришлось считаться с новыми экономическими партнерами, сменив политику военного и экономического принуждения на политику дипломатических маневров, более завуалированной культурной и пропагандистской экспансии.

В середине 70-х годов страны третьего мира добились принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации об установлении нового международного порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств, предусматривавших ликвидацию неравноправия в торговле, перестройку валютной системы, изменение принципов предоставления экономической помощи. В 60-70-е годы страны - экспортеры нефти совместными усилиями сумели добиться существенного повышения цен на нефть, продаваемую в промышленно развитые страны.

В масштабах всего третьего мира определенные успехи были достигнуты в сфере промышленного производства. В среднем на 25-30% увеличилось производство стали, проката, автомобилей, тракторов, турбин, электроэнергии. Были построены сотни и тысячи новых крупных предприятий. Немалые успехи имели место в плане удовлетворения насущных потребностей населения[8].

Ряд стран Восточной и Юго-Восточной Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Филиппины, за сравнительно короткий по историческим меркам период добились впечатляющих экономических успехов. Они приняли и довольно эффективно использовали западные экономические, производственные, технологические и организационные методы и структуры.

О тенденциях развития экономики этих стран лучше всего свидетельствует, например, следующий факт. В 60-х годах национальный доход на душу населения в Южной Корее держался на одном уровне с Ганой - примерно 230 долл. Но в настоящее время он уже почти в 12 раз выше, чем в Гане. По уровню экономического развития упомянутые выше страны, по сути дела, вышли из разряда развивающихся и по многими параметрам приблизились к развитому миру. Определенных успехов с точки зрения повышения жизненного уровня своих народов добились некоторые нефтедобывающие страны Ближнего Востока[9].

В среде развивающихся государств постепенно выделилась группа стран, экономика которых оказалась в состоянии глубокой деградации и разрухи, а их население - на грани массового голода. В их числе можно назвать Сомали, Эфиопию, Судан, Бангладеш и др. Они отстали от многих развивающихся стран настолько сильно, что их стали называть четвертым миром. Существующие данные свидетельствуют о том, что эта группа все больше отодвигается на обочину мировой политики. Здесь дилемма состоит в том, что увеличение помощи бедным странам продуктами питания усиливает их зависимость от богатых стран, в то время как отказ в такой помощи способен стимулировать миграцию (см. прил.) из бедных стран.

В глобальном масштабе возникают новые линии разлома и разобщения стран и народов, новое измерение получают понятия "центр" и "периферия". Особо важное значение приобретает возрастающее неравенство между богатыми и бедными странами. Усиливается тенденция к расширению разрыва между развитым центром и периферией мировой хозяйственной системы. За 80-е годы число стран, относимых ООН к наименее развитым, возросло с 31 до 47. В 1990г. почти 3 млрд. жителей Африки южнее Сахары, Южной Азии, Индии и Китая имели средний годовой доход на душу населения менее 500 долл., 1,5 млрд. человек в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Северной Африке - 2тыс. долл., в то время как 850млн жителей наиболее развитых стран- 20 тыс. долл. Причем нет никаких признаков, что такое положение может измениться в обозримом будущем.

Очевидно, что происходит глобализация неравенства. Согласно имеющимся данным, разрыв между верхней 1/5 частью и нижней 1/5 частью населения в Великобритании (или странах одного с ней уровня) составляет примерно 5,5:1. Но разрыв между средним доходом в Великобритании (или странах одного с ней уровня), с одной стороны, и, например, Бангладеш - с другой, составляет около 100:1. Этот разрыв будет еще большим, если взять верхнюю 1/10 часть населения в Великобритании (или США и Швейцарии) и нижнюю 1/10 часть в Бангладеш (или Гаити и Буркина Фассо)[10].