Социальный «лифт» поднял на вершину тех, кто еще вчера был далек от рычагов власти. Этот «лифт» вывел и тех, кто занимал мало престижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик элиты. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно.
Главное, однако, в том, что политическая власть нынешней элиты еще только складывается. Группировки, находящиеся в ее границах, слабо оформлены внутренними связями. В лучшем случае в этих группировках доминируют непрочные персональные отношения, в худшем-они разрываются внутренними противоречиями, борьбой между лидерами за главенство. Как уже отмечалось, относительная сплоченность, целостность, единство-неотъемлемые свойства любой правящей элиты. Верхние же эшелоны нынешней власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрированностью/разъединением/. Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ними идет крайне ожесточенная конкуренция, борьба не столько за доминирование, сколько за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, отколы и расколы и т.д. - все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».
В настоящее время в состав п.э. России входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артистического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользуются огромным авторитетом. Но в состав элиты входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участвуют в принятии решений и в реализации политики. В состав п.э. входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие полит. решений. Они не могут оказывать прямую (моральную и материальную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами полит. процесса.
Изменения внутри политической элиты России.
Советская власть в СССР идеологически базируется на марксистско-ленинской концепции роли рабочего класса и его передового отряда коммунистической партии, осуществляющей руководство революционным переходом от капитализма к социализму. Значительный вклад в обосновании этой концепции принадлежал В.И.Ленину. По его мнению, правящую элиту советского общества составляли руководители советских органов, правительства, армии, органов безопасности, высшие хозяйственные руководители. По замыслу Ленина, эта элита была призвана выполнять свои руководящие функции, и вскоре на практике стала «новым классом», монополизировавшим власть в своих руках. Основу этого класса составили партийная бюрократия. Она сконцентрировала в своих руках экономическую, политическую и идеологическую власть. Первоначально партийная бюрократия формировалась из пролетариата и крестьянства. На этом этапе они представляли и защищали интересы трудовых масс. Однако уже в 30-х гг. в стране сложилась номенклатурная система рекрутирования политической элиты. Номенклатура в СССР-это перечень руководящих должностей, замещение которых производит вышестоящий орган, т.е. вхождение в номенклатуру осуществлялось путем отбора угодных высшим властным инстанциям людей на основе таких принципов как: партийность, идеологическая выдержанность, личная преданность вышестоящему руководству, конформизм, проявляющийся в приспособлении к господствующим в высших кругах политической элиты взглядам, умение не возражать начальству, не проявлять излишних инициатив, быть просто послушным исполнителем указаний сверху. Такой подход к выдвижению человека в число номенклатурных работников порождал беспринципность, лицемерие и другие негативные явления, приводившие к тому, что в политической элите было засилье людей, думающих прежде всего о своем собственном благополучии и стремящихся подняться как можно выше по ступенькам иерархической лестницы. Особенно эта тенденция стала проявляться после укрепления сталинского режима и связанных с ним репрессий, в т.ч. и против ленинской гвардии, составлявшей основу советской политической элиты первых послеоктябрьских десятилетий. Именно тогда начался приход к власти новых руководителей, воспитанных в духе беспрекословной преданности идеям сталинизма и утвердивших командно-административную систему управления государством.
Хрущевская «оттепель» 50-нач.60-х гг. внесла известные коррективы в политическую жизнь страны. Была поставлена под контроль партии деятельность КГБ и МВД, возникло критическое отношение к сталинизму, его самым негативным явлениям, был развеян «культ личности». Произошла смена верхних этажей политической элиты, в нее влились новые люди. Были введены ограничения на льготы и привилегии номенклатуры. Политическая элита складывалась из двух основных частей:
-партийной (политической) - состоявшая из профессиональных партийных работников;
- хозяйственно-управленческой-состоявшая из руководителей министерств и ведомств, крупных промышленных предприятий.
В структуре советской политической элиты доминирующим элементом являлась не партийная, а именно хозяйственно-управленческая элита. Партийная элита главным образом олицетворяла власть, формировала и направляла ее хозяйственная элита.
В конце 80-х – начале 90-х гг. происходит процесс переструктурирования советского общества. Этот процесс связан с захватом и перераспределением собственности, борьбой за власть между старой и новой элитой, изменением оценки социального престижа различных видов деятельности. Перестройка 80-х гг. явилась прямым продолжением хрущевской «оттепели». Из руководства М.С.Горбачева были удалены наиболее консервативные партийные и государственные деятели, но выправить положение дел по реорганизации партийно-государственного аппарата становилось невозможным. Между тем как правящая элита, заботясь, прежде всего о сохранении за собой высоких постов, меньше всего думала об этом. Она становилась все более безответственной и безинициативной. К тому же в ее рядах нарушилось единство, в результате которого партия была брошена на произвол судьбы. Это главным образом явилось причиной поражения элиты в достопамятные политические события августа 1991 г., приведшие в конечном итоге к разрушению СССР и появлению новых элит в возникших на его месте независимых государствах. Таким образом, в постсоветское время поразивший страну социально-экономический кризис до предела обострил проблему управления, поставил в повестку дня вопрос об ответственности не только главных политических лидеров, но и других звеньев государственного управления. Дефицит разумного управления страной во многом определяется отсутствием строгой научной системы формирования и функционирования политической элиты, стихийным отбором кадров для органов управления, партийных и общественных организаций.
Политические события августа 1991г. привели к разрушению СССР и появлению новых элит в возникших на его месте независимых государств. Приход в 1991 г. к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Основное ядро номенклатурной элиты сохранило свои позиции и в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть-в государственные институты: Администрацию Президента, Правительство. Помимо номенклатурной элиты в 90-х гг. начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Они сегодня выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а другие остались в бизнесе. Можно привести немало примеров вхождения представителей большого бизнеса в структуры государственной власти (В.Потанин, Б.Березовский) и наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в системе большого бизнеса. Так, экс-министр иностранных дел России А.Козырев сейчас занимает посты вице-президента и руководителя восточноевропейского подразделения американской фармацевтической компании, бывший первый заместитель главы Администрации Президента РФ О.Сысуев работает первым заместителем председателя Совета директоров Альфа-банка, а два бывших высокопоставленных сотрудника того же Альфа-банка (В.Сурков и А.Абрамович) являются заместителями нынешнего главы президентской Администрации.
Формирование политической элиты конца столетия происходило на фоне знаменательных исторических событий, обусловленных рядом политических и экономических факторов. Отсчет этих событий можно вести с 1990 г., когда на выборах в Верховный Совет России демократы во главе с Б.Ельциным одержали победу: Б.Ельцин стал председателем Верховного Совета России, а еще через один год был избран первым президентом России. На пост главы правительства был назначен Е.Гайдар, но Верховный Совет России не утвердил эту кандидатуру. Тогда Б.Ельцин назначил его исполняющим обязанности премьер-министра и обеспечил работу нового правительства своими указами, т.к. парламент провалил все законопроекты, предложенные командой Гайдара, Правительство молодых экономистов-реформаторов провело «шоковую терапию» - отпустило цены, в результате которой обесценились все вклады населения в Сбербанке, и приступило к первому этапу приватизации-ваучерному. В результате полки магазинов наполнились товарами, торговля и предпринимательская деятельность стали одними из самых популярных сфер деятельности среди населения. В конце 1992г. под давлением парламента правительство Гайдара ушло в отставку. Между тем, противоречия между двумя ветвями государственной власти-между президентом и парламентом только усилились.