Смекни!
smekni.com

Харизматическое лидерство (стр. 4 из 4)

Можно сказать, что харизматический лидер приходит тогда, когда в обществе появляется необходимость в нем. Поэтому к ситуациям, благоприятным для проявления харизматического лидерства, относятся социальные кризисы, приводящие к глубинной неудовлетворенности людей положением дел в обществе и вызывающие потребность в серьезных изменениях.

Благодаря перечисленным выше компонентам харизматический лидер способен внушить благоговение подчиненным; его точку зрения другие люди находят неоспоримой; оказывая воздействие на своих последователей, харизматический лидер может добиться от них деятельности, превосходящей все ожидания; он способен собрать вокруг себя группу людей, которые разделяют его мировоззрение, преданны ему и его миссии.

Лидер — это человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели, которая важна для свободы и благосостояния группы [10]

d) Преимущества и недостатки харизматического стиля политического управления

Расширенная версия теории лидерства признает и тот факт, что харизматическое лидерство имеет и свои темные стороны.[11] Харизматических лидеров обычно представляют как сказочных героев, однако, как показывает таблица, им нередко свойственны и определенные аморальные качества.

Преимущества стиля харизматического лидерства. Преимущества:

· Результаты при относительно сильном, неоспариваемом уровне повиновения.

· Полезен в трудных обстоятельствах, таких как срочные организационные реформы.

· Эффективен. Если видение харизматического лидера правильно, то стиль лидерства может быть весьма эффективным.

· Риторическая способность.

· Энергичная, внутренняя четкость, проницательный, нетрадиционный и образцовый.

Ограничения стиля харизматического лидерства. Недостатки:

· Результаты при относительно сильном, неоспариваемом уровне повиновения. Тенденция к привлечению «подхалимов». Плохое делегирование полномочий.

· Люди, обладающие этими навыками и свойствами, относительно редки.

· Тенденция к нарциссизму. Потеря чувства реальности. Нечувствительность к другим.

· Отсутствие отчетности. Свобода от внутренних (нравственных) конфликтов. Ценности харизматических лидеров естественны. Если такие лидеры имеют благие намерения по отношению к другим, то могут возвысить и преобразовать всю компанию. Но если они эгоистичны, то могут создать культы и фактически использовать умы последователей.

· Непредсказуемы. Потенциально опасны.

5. Заключение

Таким образом, проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. И до сих пор одной из самых эффективных концепций остаётся именно концепция харизматического лидерства. С одной стороны, харизматическое лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Харизматическое лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей, основанное на личных качествах лидера - «вождя». Харизматическое лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник- подчиненный». Не любой менеджер использует этот тип лидерства в своем поведении, не каждый просто имеет необходимый набор персональных качеств, так называемой харизмы. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

Руководство — это частный случай управления, совокуп­ность процессов взаимодействия между руководителем и под­чиненным, деятельность, направленная на побуждение сотруд­ников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание. Любому руководи­телю приходится решать, какие задачи первоочередные, а ка­кие могут подождать; что он может сделать сам, а что можно поручить другим; как направить деятельность сотрудников, что нужно сделать для координации их действий, обеспечения ат­мосферы сотрудничества между ними и т. д.

Современный руководитель должен также обладать внут­ренней самостоятельностью и способностью к риску, не боять­ся смелых идей, постоянно аккумулировать новую информа­цию, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициа­тиву, обладать способностью создать команду единомышленни­ков, вдохновить их, уважать закон и нравственные ценности, быть эрудированным и компетентным человеком и весьма важно для успешного менеджера и лидера обладать харизмой. Этим определяется и его авторитет.

Литература

1. В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв «Введение в политологию»//Аспент пресс, М., 2005

2. «Харизматическое лидерство»// Выступление на заседании клуба "Диалог", Пермь, 8 мая 2004 г. Труднов Д.

3. Интернет Глоссарий

4. Википедия (www.wikipedia.org)

5. [Bernard M. Bass, Leadership and Performance Beyond Expectations, Free Press, New York, 1985, pp.54-61].

6. [Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 161].

7. [Jane M. Howell and Bruce J. Avolio, "The Ethics of Charismatic Leadership: Submission or Liberation?" Academy of Management Executive, May 1992, pp. 43-54].


[1]Journals of R. Emerson with Annotations. Vol. 8. Boston 1912.Р. 135.

[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990. С. 286.

[3] Ленин В.И. Полн. СОБР. Соч. Т.41. С. 24.

[4]Блондель Ж. Политическое лидерство. М,, 1992. С.10.

[5]Downton J., Rebel Jr. Leadership: Commitment and Charisma in the Revolutionary Process. NewYork; London, 1973. P. 15.

[6] Ильин М.В., Коваль Б.И. Личность в политике: «Кто играет Короля?» // Полис. 1991. №6. С. 138.

[7]Харизматический лидер - лидер, влияние которого основано на приписываемых ему исключительных характеристиках личности, чертах святости и героичности. (источник: Интернет Глоссарий)

[8]Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber; 21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах. Вебер внёс существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. В социологии власти Вебер также следует своему методу. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя и его власти.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разделения властей.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

[9][Bernard M. Bass, Leadership and Performance Beyond Expectations, Free Press, New York, 1985, pp.54-61].

[10][Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. С. 161].

[11][Jane M. Howell and Bruce J. Avolio, "The Ethics of Charismatic Leadership: Submission or Liberation?" Academy of Management Executive, May 1992, pp. 43-54].