Смекни!
smekni.com

Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона (стр. 2 из 5)

Таким образом, суверенитет народа, по его мнению, должен находить выражение и осуществление в политическом управлении. В реальном же управлении на уровне государства ведущую роль играют определенные органы власти. По убеждению Джефферсона, любая власть имеет тенден­цию к узурпации, к произвольному расширению своих полномочий, к кон­центрации, к подавлению подвластных, к коррупции и в конечном счете - к тирании. Для противодействия этой тенденции мыслитель предусматри­вает целый ряд мер. Во-первых, это разделение властей на общегосудар­ственном уровне, которое должно эффективно препятствовать концентра­ции власти.

Во-вторых, для предотвращения «порчи» в правительственных кругах за ними, по мнению Джефферсона, нужен постоянный и неусыпный кон­троль со стороны народа. Мыслитель полагал, что там, где граждане не имеют права контролировать правительство, общество превращается в «стадо овец, управляемое волками». «Ни одно правительство, - писал автор «Декларации независимости», обращаясь к Дж.Адамсу, - не может оставаться хорошим иначе, чем находясь под контролем народа»[6]. При этом особое значение Джефферсон придавал контролю зарасходованием бюджетных средств. «Народ должен постоянно держать я свою руку на общественном кошельке, - писал он, - это то полезное ограничение, от которого честное правительство не может и желать освободиться, а правительству нечестному не может быть позволено избавиться»[7].

В-третьих, в случае неэффективности иных мер, за народом всегда остается, по убеждению Джефферсона, право на восстаниепротив тираниче­ской власти. Особенностью взгляда Джефферсона на этот вопрос в ранний период его творчества по сравнению со взглядом, например, Дж.Локка было убеждение не только в правомерности, но и в благотворности таких периодически повторяющихся «небольших» восстаний. По мнению Джефферсона, никакая страна не может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления.

В-четвертых, средством против «порчи» во властных структурах должны были стать, по мнению Джефферсона, регулярные выборы. Уже в послед­ние годы жизни, характеризуя свои главные настроения и мысли времен американской революции, он писал, что сторонники демократической организации американского государства были убеждены: там, где кончаются ежегодные выборы, начинается тирания. Регулярно проводимым и чест­ным выборам Джефферсон придавал особое значение, выдвигая их даже в качестве одного из главных критериев республиканского характера совре­менного политического строя.

При этом Джефферсон последовательно выступал за отмену различных избирательных цензов с тем, чтобы в выборах могли участвовать все взро­слые свободные мужчины. Кроме других аргументов в защиту расширения избирательного права он выдвигал и тот, что при столь значительном числе голосующих подкупить их всех будет очень трудно. С особой силой Джеф­ферсон выступал против имущественного ценза. «Я ...еще не наблюдал, чтобы человеческая честность увеличивалась по мере роста богатства чело­века», - писал он Дж.Муру[8].

Однако главное средство против возможных злоупотреблений властью Джефферсон, без сомнения, видел в непосредственном участии народа в политическом управлении. «Лучше всего, - писал он, - это чтобы народ принимал участие в деятельности всех трех видов власти во всех отношениях, в каких это возможно»[9]. Вся власть в республике, по мнению Джефферсона, должна исходить от народа, формироваться из его представителей и осуществляться в его интересах. Однако эта мыслительная установка, конечно, еще не дает ответа на вопрос о том, какэто может быть сделано. Одним из важнейших «камней преткновения» на пути к фактическому осуществлению подобной системы власти является, без сомнения, проблема разумного соотношения прямой и представительной демократии. Слабость прямой демократии - в фактической невозможности ее последовательного осуществления в современном большом государстве Слабость же пред­ставительной демократии - в том, что представители всегда имеют, кроме общих, свои собственные интересы и нередко следуют прежде всего им, а не тем, которые они призваны представлять.

1.2.Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона

Разумеется, Джефферсон отдавал себе отчет в том, что полноценная прямая демократия может осуществляться лишь в небольших сообществах. В то же время именно такую демократию он считал основой, на которой должна базироваться жизнь общества и государства. Поэтому он выступал за всемерное развитие местного самоуправления. Соответственно этому и сердцевину его концепции государственного строительства составило то, что в американской литературе принято называть «окружной демократией», «районной демократией» и что по существу образует развитую концепцию местного самоуправления.

Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структурегосударства выделить такую единицу, как относительно самостоятельныеместные округа. В ведении такого округа (который он характеризовал как«малую республику») могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, о выборах, назначение присяжных и т. п. В пределах округов Джефферсон считал возможным и полезным «правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно,по правилам, установленным большинством»[10]. Такое участие в политическом управлении, хотя бы в масштабах своегоокруга, должно было, по мысли Джефферсона, дать гражданам бесценныйполитический опыт, а также усилить их привязанность к независимостисвоей страны и ее республиканской конституции.

На общегосударственном же уровне, как он полагал, естественным про­должением «окружной» должна служить представительная демократия. В концепции Джефферсона не только разделение властей на федеральном уровне, но и «окружные республики», «республики графств и штатов» дол­жны были составить систему сдержек и противовесов, которая не позволяла бы центральной власти выродиться в тиранию. В целом система управления государством в единстве ее различных уровней виделась Джефферсону сле­дующим образом: «1) Общая федеральная республика для всех вопросов, относящихся к внешней и федеральной политике; 2) республика штата, относящаяся исключительно к нашим гражданам; 3) окружные республики, занятые делами и интересами округа; и 4) районные республики для мелких, но в то же время важных местных вопросов. ...И все это, вместе взятое, - полагал он, - прочно объединяется благодаря тому, что каждому граждани­ну лично поручается часть управления народными делами»[11]. Таким образом, в концепции Джефферсона прямая демократия на местном уровне дополнялась на уровне федеральном предста­вительной демократией, построенной в соответствии с такими революцион­ными для того времени правилами, как регулярные выборы законодатель­ных органов и должностных лиц на основе всеобщего избирательного права, равное представительство граждан в законодательных учреждениях, избра­ние представителей исполнительной власти, судей, присяжных и шерифов, гласность и контроль народа над властью всех уровней, включая вопросы расходования государственных средств. Смысл комплекса мер по формиро­ванию такой системы государственного управления Джефферсон характери­зовал как «придание нашей конституции республиканского характера». Он подчеркивал, что цель таких мер - не только улучшить управление государством, но также и «питать и поддерживать дух народа»[12].

2.Роль граждан в «Добродетельной республике»

Для политического управления на государственном уровне, по Джеф­ферсону, требуются специально подготовленные люди, которые избирать­ся на ответственные посты. Для исполнения этой роли годятся лишь те, кого Джефферсон называет «естественной аристократией»,отличая оттрадиционной аристократии происхождения. Характерными чертами «естественных аристократов» он считает талант, добропорядочность,мудрость и в целом - добродетельность. Отбору и подготовке таких людей для управления государством мыслитель придает огромное значение. «Естественную аристократию, - пишет он Дж.Адамсу, - я считаю самым к ценным даром природы для обучения ее тому, как занимать ответственное положение и управлять обществом». [13]

Что же касается республиканизма как практической задачи построения «добродетельной республики», то здесь для Джефферсона основные ориентиры были вполне ясными: стро­ить государственную жизнь, систему образования и воспитания в государ­стве таким образом, чтобы граждане могли, с одной стороны, принимать самое непосредственное участие в делах местного сообщества, а с другой - сознательно и разумно выбирать политических лидеров и представителей - и осуществлять над ними эффективный контроль.

Необходимо иметь в виду, что в то время фактически шел процесс фор­мирования государства на не виданных еще в современной истории осно­вах, и потому конкретные политические установления для Джефферсона отнюдь не имели значения догмы. В этом контексте чрезвычайно важным для поддержания подлинно республиканского строя в государстве мысли­телю представлялся вопрос о возможности периодического пересмотра и обновлениясамих основ политического порядка.