Содержание
1. Особенности политических и правовых взглядов Томаса Джефферсона4
1.1. Концепция демократического правления Томаса Джефферсона. 4
1.2. Идеал местного самоуправления Т. Джефферсона. 4
2. Роль граждан в «Добродетельной республике». 4
3. Политическое образование как императив республиканизма. 4
4. Развитие и преемственность во взглядах Джефферсона. 4
Изучение истории правовых и политических учений имеет важнейшее значение, ибо трудно назвать в системе юридической науки другую отрасль, которая, во-первых, так органически объединяла современные и исторические проблемы правовых наук и, во-вторых, так ярко отражала значение духовного наследия прошлых эпох для современности. История правовых учений дает полное, законченное представление об узловых понятиях, положениях и категориях юридической науки. Это особого рода «культурная память» – память о политических идеях, представлениях и теориях прошлого, взятых в историческом становлении, последующем развитии и связи с современностью.
Настоятельная необходимость повсеместного утверждения мира и согласия на началах исторически апробированных ценностей человеческой цивилизации, единых мировых стандартов в области прав и свобод человека, внутреннего и международного правопорядка – эти и другие факторы обуславливают актуальность и интерес к историческим исследованиям. Познавательный потенциал истории политической мысли весьма значим в аспекте усиления внимания к проблеме политического предвидения и прогнозирования, а также в плане научной разработки глобальных проблем. История идей всегда мобилизуется для решения задач современности.
Знание реальной исторической ретроспективы в настоящее время становится необходимым моментом для выработки современных идей и теорий, концепций национальных интересов, а также для осмысления современных политических процессов, закономерностей и тенденций их развития.
Имя Томаса Джефферсона - одно из самых почитаемых среди американского народа, оно стоит в ряду выдающихся деятелей мировой истории. Его жизнь и деятельность оставила глубокий след в памяти человечества.
Все это обусловливает актуальность выбранной темы работы.
Целью работы является изучение и анализ жизнедеятельности Томаса Джефферсона с акцентуацией внимания на его политической и общественной деятельности.
Задачи:
- проанализировать концепцию демократического правления Томаса Джефферсона;
- рассмотреть идеал местного самоуправления Т. Джефферсона;
- рассмотреть политическое образование как императив республиканизма;
- проанализировать развитие и преемственность во взглядах Джефферсона.
Методы исследования: системный и комплексный анализ, исторический метод, методы формальной логики, включая дедукцию, индукцию, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез.
Степень изучения темы: наследие Джефферсона, как политического мыслителя, освоено у нас пока далеко не полностью. Джефферсон высказал немало значительных, интересных и плодотворных политических идей, но эти идеи рассыпаны по многочисленным небольшим работам, главную часть которых составляют обширная переписка, а также наброски к речам, выступлениям, партийным и государственным документам. Необходимо также иметь в виду, что известные произведения написаны Джефферсоном преимущественно в ранний период его творчества. Мысли же его зрелого периода, обогащенного, в частности, опытом работы на важнейших государственных постах, изложены преимущественно в «малых формах» и пока известны у нас очень мало. Творчество и жизнедеятельность изучали известные авторы такие как Согрин В.В., Печатнов В.О., Севостьянов Г.Н., Уткин А.И, а так же ему посвящены разделы в учебниках философии права под ред. Альбова А.П., Масленникова В.П., Сальникова М.В., Иванян В.В., Радугина и.т.д.
Последовательным борцом за независимость страны от метрополии, за демократическое устройство государства, просвещение народа, естественные неотчуждаемые права человека был Томас Джефферсон(1743 - 1826). Он получил юридическое образование, изучал философию, историю и естественные науки. Успешно занимался общественной и государственной деятельностью, был членом законодательного собрания Виргинии, а позже - губернатором этого штата, государственным секретарем США, вице-президентом и дважды (1800 и 1804) избирался президентом США.
Его политико-правовые взгляды нашли отражение в целом ряде официальных документов, обширной переписке, а также в таких его произведениях, как «Общий обзор прав Британской Америки» (1774) и «Заметки о штате Виргиния» (1785). Он был автором (при участии Франклина и Адамса) знаменитой Декларации независимости США, единогласно принятой представителями всех 13 штатов 4 июля 1776 г.
В своей первой большой работе «Общий обзор прав Британской Америки» Джефферсон, резко критикуя деспотический характер английского колониального владычества, обосновывает естественное правоамериканского народа на свободу и независимость,требует отмены (или, по крайней мере, существенного ограничения) рабства и работорговли. В этой работе, написанной в форме обращения к английскому королю, Джефферсон подчеркивает, что американский народ ждет от короля не милости, а возвращения ему своих естественных прав, отобранных у него английскими властями. Сам король при этом, по словам Джефферсона, «не более чем главный чиновник своего народа, назначенный законом и наделенный известной властью, чтобы помочь работе сложной государственной машины, поставленный для того, чтобы приносить пользу народу, и, следовательно, подверженный контролю народа»[1].
Придерживаясь естественноправовых взглядов, Джефферсон особо подчеркивал определяющее значение (и для демократической организации государственной и общественной жизни, и для действующего законодательства) прирожденных и неотчуждаемых прав человека. Свое наиболее четкое и яркое выражение эта идея Джефферсона нашла в подготовленной им Декларации независимости США, где, в частности, содержатся следующие знаменательные слова: «Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода и стремление к счастью». Именно для обеспечения этих неотчуждаемых прав и «учреждены среди людей правительства, занимающие свою справедливую власть из согласия народа»[2]. Эта опирающаяся на идеи естественных неотчуждаемых прав человека концепция демократической государственности дополняется и подкрепляется в подходе Джефферсона принципиальным положением о праве народа на изменение государственного строя, не соответствующего своему предназначению. Если же данная форма правительства становится гибельной для целей, ради которых она учреждена (т. е. для обеспечения неотчуждаемых прав человека), то, согласно Джефферсону, «народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».[3]
В своих естественноправовых воззрениях Джефферсон находился под заметным влиянием идей передовых европейских мыслителей, особенно учения Дж.Локка. Кроме закрепленных в Декларации независимости США естественных неотчуждаемых прав человека Джефферсон признавал и ряд других неотчуждаемых прав, к которым он, в частности, относил право собственности, право каждого человеческого сообщества на самоуправление, право свободной переписки и обмена мнениями, взглядами и информацией, свободу совести и т. д. Он выступал за отделение церкви от государства и лишение англиканской церкви статуса государственной. В этих целях Джефферсон разработал проект закона штата о религиозной свободе, принятый в 1786 г. Он активно содействовал подготовке и принятию Билля о правах 1789-1791 гг. (первых 10 поправок к Конституции США 1787 г.).
Будучи стойким приверженцем демократии, Джефферсон вместе с тем предостерегал общественность против опасностей «коррупции и тирании» правительства, против «купли голоса народа» на выборах и проч. Но он надеялся, что люди постепенно научатся для себя и общего блага успешно пользоваться своими правами и добьются разумной и справедливой формы демократического правления.
Здесь мы естественным образом подходим к собственно политическим воззрениям Джефферсона и в особенности - к его пониманию демократии. Ключевой в политической концепции Джефферсона выступает, на наш взгляд, его трактовка такого понятия, как «суверенитет народа». В понимании мыслителя это не просто юридическая формула или политико-философский принцип, а вполне реализуемый способ построения государства.Он естественным образом вытекает для Джефферсона из его отношения к людям, доверия к их разуму, опыту, моральному чувству. «Я уверен, - замечал мыслитель в одном из писем периода революции, - что людям можно доверить управлять самими собой и не иметь хозяина»[4]. В то же время очень важно, что самоопределение и самоуправление народа он впервые выражает на языке прав, относя «право на самоправление»к фундаментальным, естественным правам. «Каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, - писал он в работе «Особое мнение по вопросу о том, должно ли местопребывание правительства быть перенесено на Потомак», - обладают правом на самоправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы. Личность осуществляет это право через свою индивидуальную волю, общность людей - через волю большинства, так как закон большинства есть естественный закон для каждого человеческого общества»[5]. Отметим, что здесь выражено сразу несколько важных идей: право на самоправление - естественное право, заключенное в самой природе вещей; люди и общности равны между собой в обладании этим правом; поэтому для управления общностями непреложным является «закон большинства», т.е. принятие решений по большинству голосов.