Смекни!
smekni.com

Место России в глобальном обществе (стр. 3 из 9)

9. Ответственные государства не могут полагаться и не полагаются на автоматическое действие законов рынка, так как рыночная сила была, есть и будет концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам. Игнорирование факта ограниченных возможностей рыночной самоорганизации уже привело к тому, что в процессе экономической реформы разрушилась прежняя система государственной мобилизации творческих ресурсов, а новой, адекватной нынешним реальностям системы востребования потенциала молодого поколения, до сих пор не создано. В результате этого оказались обескровлены кадровые ресурсы целых секторов народного хозяйства, а в науке уже потеряно целое поколение.
10. В современных условиях роль государства в вопросах научно-технического развития существенно возрастает: формирование национальных конкурентных преимуществ зависит сегодня не только и не столько от крупных компаний и внешних инвестиций, сколько от эффективной промышленной политики государства. Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, обеспечивающей формирование продуктивно-творческого человека как главный ресурс современной экономики, что сопровождается масштабными программами образования и государственными капиталовложениями в информационно-технологическую инфраструктуру. 11.Причина низкой эффективности использования результатов бюджетных НИОКР заключаются в отсутствии платежеспособного спроса национальной промышленности на новые разработки и эффективные механизмы продвижения российских новых технологий на мировые рынки. Ни у разработчиков, ни у государства мет сегодня необходимых средств на маркетинг и патентование. Но от проводимого с 1998 года перераспределения прав на результаты НИОКР в пользу государства они и не появятся. Следует подчеркнуть, что создание `тела новшества` всегда было сильной стороной российской науки, а коммерческая реализация инноваций либо отсутствовала вовсе, либо была крайне несовершенной. Для превращения результатов интеллектуальной деятельности в источник материального богатства и инструмент социальных преобразований требуется переход от общего знания к комплексу технических решений и специализированных навыков. Говоря иными словами, российскому научно-техническому сообществу необходимо научиться превращать свое несомненное умение правильно мыслить и грамотно говорить в практические навыки эффективного извлечения интеллектуальной ренты из производимой знанием стоимости.
Но подобные преобразования относятся не к технической инженерии, а к социальной практике. Российская изобретательность дальше решения инженерных задач обычно не простирается, а деятельность маркетологов, финансистов и юристов воспринимается несерьезным занятием по сравнению с разработкой и производством технических систем. Однако наибольших финансовых успехов в экономике знаний достигают именно те, кто связан с гуманитарными и социальными технологиями. А основным фактором, ограничивающим изобретательскую активность, является не столько способность инженеров и предпринимателей выступать с новыми идеями, сколько их возможность быть в курсе последних достижений в областях применения инноваций, лежащих за пределами их узкой специализации, а также умение воспользоваться полученными знаниями.
12.Именно эту функцию и реализуют специальные структуры инновационного бизнеса -технологические брокеры. Примерами удачной организации структур национального технологического брокера могут служить Британская технологическая группа (Великобритания) и правительственное агентство АНВАР (Франция). Их деятельность направлена на оказание всемерной поддержки создателям интеллектуальной продукции, максимального выявления и закрепления за ними охраноспособных прав с последующим распределением доходов от совместной коммерческой реализации технологических достижений между всеми участниками процесса их создания (от организации финансирования НИОКР до продвижения их результатов к конечному потребителю). Зияющую брешь в институциональном оформлении российской `экономики знаний` стали заполнять государственные органы КНР. Так, работе по привлечению российского хай-тека уделяется все более приоритетное внимание в Китае. При правительстве провинции Хэйлунцзян с одобрения Пекина созданы рабочая группа по НТС с Россией и Комитет по делам российских специалистов, работающих в этой сфере. Примерно с середины 90-х годов в Хэйлунцзяне приступили к формированию тщательно продуманной системы поиска и `переваривания` передовых российских технологий. Созданный при Харбинском политехническом университете (ХПУ) Хэйлунцзянский китайско-российский центр научно-технического сотрудничества уже начал привлекать в последние годы для реализации своих программ высококвалифицированных российских специалистов в области аэрокосмических исследований. [4]

Следует также учитывать, что характер мировой экономики XXI века будет определяться относительно небольшим числом транснациональных корпораций, определяющих базовый спрос в мире на основные виды продуктов. По этой причине проекты развития национальных экономик и их секторов, регионов и отдельных компаний должны учитывать сложившуюся реальность и нацеливаться либо на самостоятельное производство либо на участие в производстве продуктов, удовлетворяющих данный спрос. В противном случае, страна и ее хозяйствующие субъекты могут скатиться еще дальше к обочине мировой экономики. Это ставит экономику России, включая структуры ОПК, перед жестким выбором; включение в глобальные сетевые структуры или автаркия с возвратом `культа секретности` и идеологии осажденной крепости. С учетом ограниченности внутреннего спроса на ценные знания и технологически достижения промышленная политика должна нацеливаться на постиндустриальный прорыв на мировых рынках, а не на бесперспективную защиту неконкурентоспособных отечественных товаропроизводителей устаревшего технологического уклада. Задача государства в этих условиях состоит не в том, чтобы `держать и не пущать`, а в том, чтобы обеспечить наиболее рациональное и эффективное встраивание неиспользуемого интеллектуально-кадрового потенциала в систему удовлетворения платежеспособного спроса, формируемого глобальными игроками мирового рынка наукоемкой продукции.[5]