Каждый субъект политической деятельности, сознательно совершающий поступки по направлению изменения политической ситуации является политическим деятелям. Под политическим деятелем мы понимаем лицо, проявившее себя в политической жизни, приобретшее известность, авторитет, сторонников, последователей, а часто и соперников и противников. Нередки случаи, когда политический деятель может быть известен как специалист, мастер, знаток, лидер и в иных сферах деятельности. Политические деятели, в свою очередь, могут быть профессиональными и непрофессиональными.
Профессиональными политическими деятелями называют людей, а) имеющих стаж работы в политической деятельности, б) считающих ее своей основной деятельностью, в) получающих денежное вознаграждение за свою деятельность (зарплату), г) находящихся в определенном статусе, который определяет д) степень и возможность влияния на политическую ситуацию.
Непрофессиональные политические деятели отличаются от профессиональных отсутствием денежного вознаграждения за их деятельность - это главное отличие (а не степень профессионализма, как можно было бы предположить). Кроме того, у профессиональных политических деятелей политика (политическая деятельность) - это их профессия, основной вид их деятельности (часто профессиональных политических деятелей называют политиками).
Коллективные субъекты политической деятельности представляют собой микро- и макрогруппы, объединенные по разным признакам и основаниям: а) неструктурированные и б) структурированные.
Сама по себе политическая деятельность имеет социально-психологический характер - во-первых, она не может существовать вне общества, так как обусловлена фактом включения людей в реальные социальные группы, она детерминирована социумом и влияет на него. Во-вторых, объективная причина ее возникновения - неоднородное общество, наличие различных индивидуальных и личностных интересов у людей. Сочетание этих интересов, групп интересов как раз и формируют группы субъектов политической деятельности. Участвуя в политической деятельности субъект выполняет определенную социальную роль, выступает как представитель какой-либо социальной группы (большой или малой), например, как гражданин, член партии и т.п.
Неструктурированные коллективные субъекты политической деятельности - значит, формально не организованные, не имеющие правового свидетельства своего существования, объединенные временно, в силу обстоятельств, на основании общих актуальных потребностей - это социально-психологические общности. С точки зрения западноевропейской социальной психологии, межгрупповые отношения недопустимо сводить к межиндивидуальным, они детерминируются положением группы как коллективного социального субъекта в системе отношений с другими группами. Группа рассматривается не как сумма, а как качественно своеобразное целое. Индивид здесь - носитель системного качества, которое принадлежит всей группе. Группа как психологическая общность определяется через сопоставление с другими группами, её характеристики раскрываются в системе межгрупповых отношений.
Кроме неструктурированных имеют место также организованные, структурированные субъекты, так как их деятельность осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными нормами. Они являются элементами политической организации общества. Политическая организация общества - это совокупность организаций и учреждений, выполняющих определенные функции. В результате их взаимодействия и осуществляется политическая деятельность в данном обществе.
1.2.4 Характеристика массы и её типов
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты, сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва, который в других ситуациях не проявляется. Индивид при определенном условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от него ожидать, при включении в человеческую толпу, приобретшую свойство «психологической массы». Но что же такое «масса», чем приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного человека и в чем состоит душевное изменение, к которой она человека вынуждает? Лучше, чем описал их Гюстав ЛеБон в своей книге «Психология масс» описать очень сложно. А он так отвечает на все эти вопросы: «... В психологической массе самое странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятия, их характеры и степень интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они приобретают коллективную душу , в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал , думал и поступал бы. Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть... новое существо с качествами совсем иными, чем качества отдельных клеток».
«Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни... Наши сознательные действия исходят из созданного в особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот создают в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков есть лишь воздействие скрытых, не замечаемых нами мотивов». В массе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает их своеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сносится психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
«У массовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причины этого в следующих трех основных моментах. Первая из причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, т.к. при анонимности, и тем самым и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности, которое всегда индивида сдерживает. Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода... В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени , что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего. Это - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в составе составной части массы. Третья, и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь ее последствием... Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне активной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или по какой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к «зачарованности», овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера... Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.
Приведем еще одну важную точку зрения для суждения о массовом индивиде: «Кроме того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным, он был, может быть, образованным индивидом, в массе он - варвар, т.е.. существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью, порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ». Затем ЛеБон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижений, происходящем у человека при растворении его в массе.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного. Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг друга ассоциативно, не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью. Масса, таким образом, не знает ни сомнений, ни неуверенности. Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую ненависть. Совершенно очевидна опасность массе противоречить, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру, т.е. иной раз даже «по-волчьи воя». Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы. Будучи в основе своей вполне консервативной, масса питает глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и безграничное благоговение перед традициями.