В системе факторов, входящих в политическую ситуацию, весьма важно выделение решающего звена. Его влияние получило название сверхдетерминации. В качестве элемента сверхдетерминации может выступать определенная экономическая или экологическая проблема, политический процесс, деятельность личности и т. п. Способность правильного отражения политической ситуации дает важные преимущества в политической деятельности тому, кто ею владеет. Противоположностью этого политического качества является то, что можно назвать политической слепотой, когда субъект, осуществляющий политическую деятельность, не воспринимает важных компонентов политической ситуации, абсолютизирует значение других ее компонентов, а ситуации дает извращенное истолкование.
В процесс детерминации политической деятельности включены все элементы политического сознания, они здесь активно взаимодействуют, а их последствия часто сливаются. В процессе взаимодействия они образуют две основные модели субъективной детерминации политической деятельности - рациональную и иррациональную.
Рациональность в политике выражается в способности выбора средств, соответствующих целям, постановке и выборе целей самим субъектом политического действия, в его стремлении владеть более полной, совершенной информацией. Политическая жизнь изобилует и моментами явной иррациональности, выражающейся в доминировании эмоций, несоответствии средств и результатов целям политического действия, его дезорганизации и давлении утопических и даже мистических элементов сознания. Очевидно, что по мере наращивания в политике стихийных, иррациональных начал, она все в меньшей степени соответствует своему назначению, теряет способность быть регулирующим фактором социальных отношений, дезорганизует общество.
Меру соотношения рационального и иррационального моментов в политике, по сути дела, определяет степень информированности участвующих в ней людей о происходящих событиях. Свобода выбора варианта развития реально осуществима только при полной информированности, что делает ее действенным фактором политической деятельности и политического выбора.
3. Соотношение целей и средств политической деятельности, её виды
В процессе перехода от политической теории к политической практике встает проблема соотношения целей и средств. В политике всегда существовали средства жесткие или крайние, нацеленные на быстрое получение результата с затратой максимума сил и ресурсов, требующие значительного напряжения человеческих возможностей, и средства мягкие или умеренные, использование которых дает множество промежуточных результатов, требует большего времени и не порождает столь острых конфликтов, как первый тип средств.
Склонность к использованию крайних средств политической деятельности, неприятие каких-либо промежуточных форм называется политическим экстремизмом, в рамках которого можно выделить несколько разновидностей:
- программный экстремизм, облик которого определяется типом идеологии, принятой цели. Такой экстремизм характерен для расизма, фашизма, требующих для осуществления своих политических целей уничтожения политических противников или радикального ограничения их прав; - ситуационный экстремизм, использование крайних средств политической борьбы здесь навязывается, задается положением, в котором находится субъект, не оставляющим иной возможности, кроме обращения к крайним, наиболее жестким средствам политической борьбы, например, в условиях сопротивления иностранным захватчикам, или разгуле в обществе преступности; - эмоциональный экстремизм возникает как массовая стихийная реакция на то или иное событие, решение, резко меняющее положение, в котором находилась группа людей, требующее немедленного ответного действия, но не дающее времени для его организации.
В рамках экстремистских форм политической деятельности может использоваться достаточно широкий набор средств достижения целей. Но наиболее распространенным оказывается насилие, в политике выражающееся в использовании разнообразных разрушительных по отношению к противнику или политической организации действий. К насилию в политике прибегают прежде всего в силу его способности компенсировать недостаток как объективных условий, так и многих средств достижения политических целей. Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Одно из них - политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни общественной, политической. Менее ярко выраженная форма отчуждения - политическая пассивность.
Действие другой тенденции - движение от политического отчуждения к политической активности - начинается со специфического состояния отрицания - такой позиции личности, социальной группы, которая отвергает навязываемый ей политический порядок, политическую систему. Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда субъект осуществляет четкий выбор тенденции действия, - это политическая позиция. Зрелая форма политической активности - это политическое движение, т.е. такое целенаправленное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или его сознательную защиту.
Политическое лидерство. Имея огромное значение для определения успеха и направленности политических процессов, этот вид политической деятельности соединяет в себе важнейшие, существенные черты политики: власть, авторитет, влияние, руководство, выражение и представительство интересов. Смысл явления заключается в осуществлении авторитетного руководства в сфере политики. Политическое лидерство - это взаимодействие между людьми, в ходе которого одни люди выражают и знают потребности, интересы своих последователей и обладают престижем и влиянием, а другие - отдают им добровольно часть своих политических, властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации.
В результате слияния в политическом лидерстве этих двух взаимонаправленных потоков наступает состояние взаимной мобилизации всех участников политического процесса: и руководителей, т. к. они знают, что их действия опираются на поддержку и одобрение массы и уверены в своих силах, и рядовых участников политического процесса или движения, ибо они чувствуют, что их интересы понятны, а цели сформулированы. В силу этого наступает значительная интенсификация политической жизни, основанная на доверии.
Утрата доверия ведет к возникновению явления, противоположного лидерству - противодействия или политического вызова. Это выражается в различных проявлениях скрытой или явной враждебности по отношению как к самому лидеру, так и к тем ценностям, которые он представляет. Сложность проявлений феномена политического лидерства предполагают и многообразие его типов. Варианты типологии лидерства зависят от выбора его основания.
По отношению лидера к выдвинутой им цели или программе можно выделить романтиков, стремящихся к полной и последовательной реализации ее и не останавливающихся перед препятствиями и жертвами, и прагматиков, способных четко соотносить наличные ресурсы и выдвинутые цели, отказываясь, если это требуется, от одной цели и выбирая другую, в данных условиях более реальную.
По отношению к характеру используемых средств выделяют лидеров-радикалов, сторонников решительных, дающих немедленный эффект средств, и лидеров-реформистов, уповающих на постепенные преобразования.
Поскольку лидерство - это вид авторитетного властного руководства, то на его характер влияет и тип осуществляемой лидером власти. По классификации, введенной М.Вебером, власть может быть: - традиционной, опираться в своем осуществлении на механизм традиции и ритуала. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов;
- легальной, опираться на законы, правила, нормы. В рамках этого типа властвования лидерство связано со знанием и четким соблюдением норм политического процесса, их активным использованием для достижения поставленных целей;
- харизматическая власть и лидерство - специфический тип руководства, смысл которого - в особой связи между лидером и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств, способности преодолеть любые трудности, предвидеть на много лет вперед. Харизма возникает из сложного переплетения рациональных и иррациональных моментов политической деятельности. Она складывается и из личного обаяния, и из исключительных ораторских способностей, из дальновидности и решительности, проявленных в критические моменты истории и др.
Литература
1) Демидов А.И., Федосеев А.А. «Основы политологии», Стр.182-202. М.,1995 г.
2) Пугачев В., Соловьев А. «Введение в политологию», М., 1996, Гл.3,4.
3) Комарова Светлана Львовна. «Оптимизация отношений субъектов политической деятельности». Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Научный руководитель: доктор социологических наук, Профессор С. А. Анисимов, Москва – 2002. Российская Академия Государственной службы при Президенте РФ. На правах рукописи.
4) Д.В. Ольшанский. Основы политической психологии. Библиотека "Полка букиниста", Значимые книги отечественных и зарубежных авторов.
5) Из Политологии: Хрестоматия. / Сост.: проф. М.А.Василик, доц. М.С.Вершинин. – М.: Гардарики, 2000. С.319-331.
6) Дэвид Истон. «Категории системного анализа политики».
7) Шестопал Е.Б. "Политическая психология", часть 3 . «Личность в политике».
8) Гюстав Ле Бон. «Психология народов и масс».
9) «Публика и толпа» Габриэля Тарда.