Содержание
1. Понятие «форма правления». 5
2. Современные формы правления. 7
2.1. Монархическая форма правления. 7
2.1.1. Понятие монархии. Виды монархии. 7
2.1.2. Сравнительный анализ видов монархии. 10
2.2. Республиканская форма правления. 12
2.2.1. Республика и ее виды.. 12
2.2.2. Сравнительный анализ видов республик. 19
2.3. Сравнительные характеристики различных форм правления. 21
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.
Определяя структуру и правовое положение высших органов государственной власти, Конституция устанавливает порядок отношений между ними, а также между ними и народом, который осуществляет через эти органы свою власть в соответствии со своей суверенной волей и коренными интересами. Тем самым, определяется форма правления и характер политического режима.
Данная тема выбрана для исследования в связи с тем, что, несмотря на то, что форма правления давно является объектом изучения, в разных национальных политологических традициях она обозначена неодинаково. В частности, во Франции в данном отношении используется термин «политический режим».[1]
В современной научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только (или прежде всего) с правовым положением главы государства, приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду.[2]
Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных форм правления. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и характеристикам. Реальная же жизнь более сложна и многообразна и неоднозначна.
Актуальным аспектом изучения является выяснение наиболее приемлемого правления: того, при котором все решения, закрыто, хотя и быстро, принимает правящая группа либо того, где важнейшие политические решения принимаются представителями народа в процессе длительно согласования. В этой связи представляется важным рассмотреть, к каким институтам государственной власти может быть больше доверия со стороны общества: к органам, выбранным путем всеобщего голосования или к тем органам, что формированы помимо свободного волеизъявления населения.
В различные исторические эпохи выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Целью данной работы является сравнительный анализ существующих видов форм правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «форма правления»;
- исследовать форму правления как элемент формы государства;
- проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
- выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
- определить линии сравнения и провести анализ различных видов монархии и республики.
Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995 г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994г. и др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993 г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.[3]
Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.[4]
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
- организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
-компетенцию этих органов.
Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.
Таким образом, форма правления – это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками; она определяет структуру государственных органов и их взаимоотношений.[5]
Классическая типология форм правления восходит к политической логике Аристотеля. Великий древнегреческий философ видел несколько самостоятельных форм правления: монархию (правление одного), олигархию (правление немногих), аристократию (правление меньшинства), демократию (правление организованного народа или большинства). Здесь в основу классификации положен количественный критерий – число лиц, осуществляющий государственную власть.
Кроме того, Аристотель выделял геронтократию – правление мудрецов, или лиц, достигших определенного возраста и, следовательно, обладающих значительным жизненным опытом, в силу которого они и могут управлять с большим успехом.
Итог его рассуждений может быть представлен в в виде таблицы (табл. 1).
Типология форм правления по Аристотелю[6]
Властвует в пользу: | Общего блага управляемых | Личного блага правителей |
Один | Монархия | Тирания |
Несколько | Аристократия | Олигархия |
Все (или как можно больше) | Хорошая демократия (политейя) | Плохая демократия |
Аристотель полагал, что монархия способна выродиться в тиранию, аристократия – в олигархию ради выгоды богатых, а политейя может ориентироваться только на пользу бедных, потому ни одно из выделенных им правлений не занимается всеобщим благом. Философ видел лучшую («правильную») власть в смешении всех трех форм в их умеренном виде и в зависимости от реальной ситуации.[7]
Так же среди форм правления выделялись диктатура (лат. dictatura– неограниченная власть), охлократия (гр. ochtos– чернь, толпа), тимократия и пр. Современная теория государства различает два основных вида форм правления – монархия и республика.
Типология современных форм правления представлена на рис. 1
Рис. 1 – Типология современных форм правления
2. Современные формы правления
2.1. Монархическая форма правления
2.1.1. Понятие монархии. Виды монархии
Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх (король, царь, император, шах, калиф, герцог, султан и т.д.), являющийся источником верховной власти, либо наделенный другими органами государства или гражданами, властью соразмерной верховной, и, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающий за свои действия и осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания народа.[8]
Монархия в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Вмонархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Монархия – одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (Ш – П тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
Монархии нашего времени делятся на два вида – абсолютные и конституционные (ограниченные)[9].
При абсолютноймонархии монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Сущность абсолютной монархии ясно сформулировал знаменитый французский «король-солнце», Людовик XIV: «Государство – это Я!».[10] Но это не означает, что государственная власть в монархии всегда осуществляется во вред человеку. Абсолютные монархии часто характеризуются высоким уровнем жизни, миролюбиивой внешней политикой и т.п. Эта форма правления характерна для стран, в которых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.).