Отсюда следует, что все духовные понятия, или понятия не являющиеся экономическими, являются бессмысленными для экономики, и поэтому со стороны ученых их можно изучать со стороны, безэмоционально, что дает возможность лучше проанализировать наш вопрос.
Валлерстайн опускает в своей работе по изучению феномена расизма культурные критерии и полагается только на критерии экономические, доказывая этим нужность расизма для экономики. Расизм позволяет максимизировать накопление капитала, путем одновременного минимизирования издержек производства (и, следовательно, расходов на рабочую силу), так и уменьшить расходы, связанные с политическими волнениями. Примером этому служит завоевание испанцами Южной Америки, где местные индейское население вливалось в испанскую экономику, при этом получая значительно меньшую долю вознаграждения за работу, чем испанцы.
Помимо детища американского и французского профессоров существует еще одна на наш взгляд объективная научная работа. Над ней трудился Эрик Хобсбаум. Его позиция основывается практически на всех аспектах жизни общества и он использует самые современные материалы для изучения наций и национализма. Его подход очень похож на подход Балибара и Валлерстайна(все трое коммунисты и марксисты), он освобожден полностью от какой-либо духовнойпривязанности.
Зарубежные исследователи сделали огромнейший вклад в развитии изучения национализма. Мы убеждаемся, что именно западно- европейские учёные составляют авангард этого направления. Их методы и различные точки зрения затрагивают, на наш взгляд, все стороны интересующего нас вопроса и в работах данных исследователей можно найти самые разнообразные ответы (при различных интерпретациях). Адекватность многих позиций ученых можно оценивать с проистечением времени, насколько точным оказался прогноз развития изучаемого объекта.
На наш взгляд самыми философскими и не отсылающими к фактам книгами являются научные труды Шарля Морраса «Будущее интеллигенции» и Густава Лебона «Психология народов и масс». По нашему мнению данные работы много аппелируют к различным плохо проверяемым ценностям как дух, духовные ценности, моральный долг. Их работы можно скорее отнести к философским размышлениям, но факты, приводимые ими вполне соотносятся с их законами, которые действуют и в наш момент.
Весьма качественной работой является «Национализм».Над ней трудился Крейга Калхуна-«Национализм». Его взгляд основывается на историческом процессе и его интерпретации самих представителей наций. Мы согласны с ним, что все ныне существующие нации и их национальный дух держится на главных исторических моментах для них, например для французов эти моменты есть Столетняя война (появляется Жанна Д'Арк- национальный герой), Варфоламеева ночь, Великая французская революция. Для русских- крещение Руси, Куликовская битва, Первая Отечественная война(1812 года). Но автор слабо затрагивает территориальную и лингвистическую базу нации, что делает его позицию недостаточно прочной.
Для общего составления картины мы разобьем зарубежных авторов на три группы
Э.Смит, Э. Геллнер, Б. Андерсон, К. Калхун- это представители современной европейской школы изучения национализма. Наиболее объективны и включают в свои работы все подходы (от материального до духовного)
Э. Балибар, И. Валлерстайн, Э. Хобсбаум- марксисты, начавшие изучать национализм в середине 20 века, основываются на материальном подходе(только экономический фактор создал нации)
Г. Лебон, Ш. Моррас- представители французской интеллигенции, основывались на моральных принципах создания нации.
Подводя итог и основываясь на проведенном нами анализе и сопоставлении работ зарубежных ученых, мы выводим новый подход к определению “нация”. Наша концепция заключается в разделение понятие “нация” на несколько уровней, то есть в предположение нового подхода к нему. Мы предлагаем разбить понятие нация на три уровня-“государственная нация”, “надэтническая нация”, “этническая нация”. Основой этого разделения в первом понятие будет выступать отношения к определенным регионам планеты (континента), заключающим в себе крупные государства и их историческом родстве. Второе понятие зиждется на лингвистическом и антропологическом разделение. Третье понятие основывается на различии культурных обычаев и диалекте. Пример: государство Российская Федерация, единая “государственная (надэтничная) нация”, объединенная исторически и регионально-россияне. “этнические нации” - русские, буряты, армяне, дагестанцы. Входят в общую нацию “россияне” Отличаются друг от друга лингвистически (языки различных языковых семей) и антропологически (различные форма носа, разрез глаз). “Субэтнические нации”- лезгины, кумыки, табасаранцы, аварцы. Входят в “государственную нацию” “россияне”, в “надэтническую нацию” “дагестанцы”. Отличаются друг от друга культурными обычаями и языковым диалектом.
На данной основе выводиться определение “национализм” “государственный национализм” совпадает с интересами государства, и мы даем ему такое определение-“стремление к защите интересов национальной и государственной общности в отношениях с внешним миром”.
“Этнический национализм”- стремление играть важнейшую роль в государстве и занимать соответствующее положение.
“Субэтнический национализм”- стремление наиболее автономизироваться от крупного государства, в составе которого компактно проживает какая-либо “этническая нация”, а так же преследование личных интересов.
Список, используемой литературы:
1)Андерсон Б. Нации и национализм / Б. Андерсон,О.Бауэр, М.Хрох и др.- М.:Праксис, 2002. - 416 с.
2)Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004,-288 с.
3)Блинов А. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. -М.: Макс-пресс, 2003. -149 с.
4) Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991.-320с.
5) Калхун К. Национализм. -М.: Территория будущего, 2006. -288с.
6) Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. – 314 с.
7)Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003.-160с.
9)Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г.- СПб.,1998.
[1] Блинов А. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. -М.: Макс-пресс, 2003. С. 12
[2] Андерсон Б. Нации и национализм / Б. Андерсон,О.Бауэр, М.Хрох и др.- М.:Праксис, 2002. С. 24
[3] Геллнер Э. Нации и национализм. – М.: Прогресс, 1991. С.15
[4] Калхун К. Национализм. -М.: Территория будущего, 2006 С.145
[5] Калхун К. Национализм. -М.: Территория будущего, 2006. C.156
[6] Калхун К. Национализм. -М.: Территория будущего, 2006. С. 160
[7] Калхун К. Национализм. -М.: Территория будущего, 2006. С.56
[8]Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. С.4
[9]Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. С.76
[10]Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. С.96
[11] Там же. С.98
[12]Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. С.112
[13] Лебон Г. Психология народов и масс –СПБ.: Макет ,1995. С.135
[14]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.20
[15]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.25
[16]Там же. С.27
[17]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.35
[18]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.67
[19]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.125
[20]Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер с фр. под. ред. О. Никифорова и П. Хицкого. –М.: Логос, 2004, С.186
[21]Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. С.20
[22]Там же. С.26
[23]Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. С.63
[24]Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998. С.68
[25]Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. СПб., 1998 С.92
[26]Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.9
[27]Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.14
[28] Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.20
[29] Там же С.21
[30]Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.35
[31] Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.10
[32]Там же С.38
[33] Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.93
[34] Там же С.120
[35]Моррас Ш. Будущее интеллигенции./пер. с франц. и послесл. А. М. Руткевича –М.: Праксис, 2003. С.135