Смекни!
smekni.com

Освещение проблемы национализма зарубежными учеными (стр. 3 из 13)

По его мнению, эти анатомические особенности, по крайней мере, те из них, которые имеют отношение к его анализу, допускают только общие, очень грубые, подразделения. Их различия появляются только у человеческих видов, совершенно отличных друг от друга, например, у белых, негров и желтых. Но народы, считает французский учёный, очень похожие по своему внешнему виду, могут сильно отличаться своими способами чувствовать и действовать, и, следовательно, своими цивилизациями, своими верованиями и своими искусствами.

Автор в доказание своей правоты приводит пример того, что за недостатком анатомических особенностей его предшественники и научные оппоненты хотели опереться для классификации известных народов на различные элементы, такие, как языки, верования и политические учреждения; но подобные классификации не выдерживают серьезной критики. Лебон доказывает, что многие народы сумели ассимилироваться, преобразовав чужие языки, верования и учреждения настолько, чтобы они могли согласоваться с их душевным складом. Основания для классификации, которых не могут дать анатомия, языки, среда, политические группировки, считает автор, даются нам психологией. Последняя показывает, что позади учреждений, искусств, верований, политических переворотов каждого народа находятся известные моральные и интеллектуальные особенности, из которых вытекает его эволюция. Данные особенности в своей совокупности и образуют то, что можно назвать душой расы.

По мнению Лебона моральные и интеллектуальные особенности, совокупность которых выражает душу народа, представляют собой синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения. У отдельных индивидуумов той же расы они кажутся столь же изменчивыми, как черты лица; но наблюдение показывает, что большинство индивидуумов этой расы всегда обладает известным количеством общих психологических особенностей, столь же прочных, как анатомические признаки, по которым классифицируются виды.

Лебон выводит новый термин (точнее оформляет научно) в процессе изучения национализма – «национальный характер» и определяет его как агрегат общих психологических особенностей.

Исходя из вышеназванного факта, совокупность характеров представителей одной национальности образует средний тип, дающий возможность определить народ. Тысяча французов, тысяча англичан, тысяча китайцев, взятых случайно, конечно, должны отличаться друг от друга; однако они обладают в силу наследственности их расы общими свойствами, на основании которых можно воссоздать идеальный тип француза, англичанина, китайца, аналогичный идеальному типу, какой представляет себе натуралист, когда он в общих чертах описывает собаку или лошадь.

Французский учёный доказывает так же существование «души» расы. Он считает, что невидимая в своей сущности, эта душа очень видима в своих проявлениях, так как в действительности она управляет всей эволюцией народа. «Можно сравнивать расу с соединением клеточек, образующим живое существо. Эти миллиарды клеточек имеют очень непродолжительное существование, между тем как продолжительность существования образованного их соединением существа относительно очень долгая; клеточки, следовательно, одновременно имеют жизнь личную и жизнь коллективную, жизнь существа, для которого они служат веществом. Точно так же каждый индивидуум какой-нибудь расы имеет очень короткую индивидуальную жизнь и очень долгую коллективную. Последняя есть жизнь расы, в которой он родился, продолжению которой он способствует и от которой он всегда зависит.»[9]

Когда какая-нибудь нация достигла этого объединения, то устанавливается инстинктивное согласие всех ее членов по всем крупным вопросам и серьезные разногласия не могут возникать более в ее недрах. Данная общность чувств, идей, верований и интересов, созданная медленными наследственными накоплениями, придает психическому складу народа большое сходство и большую прочность, обеспечивая ему в то же время громадную силу.

Самым однородным и сплоченным народом Лебон считает англичан, ибо у этих последних англосакс, нормандец, древний бретонец, в конце концов слившись, образовали очень однородный тип, поэтому и образ действия их одинаков. Благодаря этому слиянию, они в конце концов прочно приобрели себе следующие три главных основы народной души: общие чувства, общие интересы, общие верования.

Лебон посвящает целую главу в своей книге изменению психического склада рас. Лебон предполагает, для того чтобы разъяснить причины этих изменений, мы должны прежде всего вспомнить, что психологический вид, подобно анатомическому, состоит из очень небольшого числа основных неизменных особенностей, вокруг которых группируются изменяемые и непостоянные второстепенные признаки. И самыми изменяемыми являются побочные признаки, которые легко может изменить среда, обстоятельства, воспитание и другие различные факторы. Но не смотря на все, основные особенности всегда стремятся выйти наружу во всяком новом поколении.

Лебон объясняет нам мгновенные изменения национального характера и идеи в ходе революций и критических войн, как изменения всей психической организации общества, где каждый человек имеет личные всевозможные задатки характера, которым обстоятельства не всегда доставляют случай обнаруживаться. Поскольку они случайно получили применение, - тотчас же образуется более или менее эфемерная, новая личность. Этим именно объясняется то, что в эпохи больших религиозных и политических кризисов наблюдают такие мгновенные пертурбации в характере, что кажется, будто все изменилось.

Но в тоже время Лебон просматривает основное направление души расы на примере Франции, где даже коммунистическая революция, нёсшая в своих идеалах свободу, равенство и братство принесла в этот мир «монархическую», тоталитарную диктатуру, а после падения Бастилии и провозглашения республики через несколько лет пришёл монарх. «Не через один только ореол своих побед Бонапарт сделался властелином. Когда он преобразовал республику в диктатуру, наследственные инстинкты расы обнаруживались с каждым днем все с большей и большей интенсивностью, и за отсутствием артиллерийского офицера был ы достаточен какой-нибудь авантюрист. Пятьдесят лет спустя достаточно было появиться наследнику его имени, чтобы собрать голоса целого народа, измученного свободой и жаждавшего рабства. Не брюмер сделал Наполеона, но душа народа, который почти добровольно шел под его железную пяту.»[10]

Всегда будут в мире происходить революции и перевороты по самым различным причинам, но в этих переворотах всегда будут проявляться основные черты расы.

Судьбой народа руководят в гораздо большей степени умершие поколения, чем живущие. Ими одними заложено основание расы. «Столетие за столетием они творили идеи и чувства и, следовательно, все побудительные причины нашего поведения.»[11] Умершие поколения передают нам не только свою физическую организацию; они внушают нам также свои мысли. Покойники суть единственные неоспоримые господа живых. Мы несем тяжесть их ошибок, мы получаем награду за их добродетели.

Лебон составляет психологическую классификацию рас и делит расы на четыре ступени развития-

1) Первобытные расы -- те, у которых не находят ни малейшего следа культуры, и которые становились на той эпохе первобытной животности, какую переживали наши предки в каменном веке: таковы нынешние фиджийцы и австралийцы.

2) Низшие расы, главными представителями которых являются негры. Они способны к зачаткам цивилизации, но только к зачаткам. Никогда им не удавалось подняться выше совершенно варварских форм цивилизации.

3) Средним расы- китайцы, японцы, монголы и семитические народы. Ассирийцы, монголы, китайцы, арабы- они создали высокие типы цивилизаций, которые могли быть превзойдены одними только европейскими народами.

4) Высшие расы- индоевропейские народы. Как в древности, в эпоху греков и римлян, так и в настоящее время, одни только они оказались способными к великим открытиям в сфере искусства, науки и промышленности. Только им мы обязаны тем высоким уровнем, какого достигла ныне цивилизация. Пар и электричество вышли из их рук. Наименее развитые из этих высших рас, например, индусы, возвысились в области искусства, литературы и философии до такого уровня, какого никогда не могли достигнуть монголы, китайцы и семиты.

Кто-то может сказать что этот подход очевидно расистский и прямо пропагандирует превосходство белой, европейской расы над остальными, но я могу опровергнуть эту точку зрения, так как по словам Лебона низшие слои европейских обществ подобны первобытным существам, а например негры из Сан-Доминго сделались наследниками высших цивилизаций, что доказывает непричастность трудов Лебона к ксенофобии и расизму.

У первобытных и низших рас Лебон констатирует большую или меньшую неспособность рассуждать, т.е. ассоциировать в мозгу идеи, чтобы их сравнивать и замечать их сходства и различия, Из этой неспособности рассуждать проистекает большое легковерие и полное отсутствие критической мысли. У них можно еще констатировать очень слабую степень внимания и соображения, очень большой подражательный ум, привычку делать из частных случаев общие неточные выводы, слабую способность наблюдать и выводить из своих наблюдений полезные результаты, чрезвычайную изменчивость характера и очень большую непредусмотрительность. «Инстинкт момента- единственный их путеводитель. Эта неспособность предвидеть отдаленные последствия своих поступков и склонность не иметь иного путеводителя, кроме моментальных побуждений, осуждают индивидуума, точно так же, как и расу, на то, чтобы постоянно оставаться в очень низком состоянии.»[12] Только по мере того, как народы приучаются владеть своими инстинктами, т.е. по мере того, как они приобретают волю и, следовательно, власть над собой, они начинают понимать важность порядка, необходимость жертвовать собой для идеала и возвыситься до цивилизации.