Смекни!
smekni.com

Освещение проблемы национализма зарубежными учеными (стр. 4 из 13)

По мнению французского ученого в жизни каждой расы так же важны характер расы и её чувства, которые играют важную роль, в чувствах следует главным образом отметить: настойчивость, энергию, способность владеть собой, - способности, проистекающие из воли. Открытия ума передаются легко от одного народа к другому. Качества характера не могут передаваться. Это те неизменные основные элементы, которые позволяют различать психический склад высших народов. Открытия, обязанные уму, составляют общее достояние человечества; преимущества или недостатки характера составляют исключительное достояние каждого народа. Именно из-за характера великих народов эти народы стали великими. Только благодаря характеру 60 тысяч англичан держат под своей властью 250 миллионов индусов, из которых многие по крайней мере равны им по уму, а некоторые неизмеримо превосходят их эстетическим вкусом и глубиной философских воззрений. На характере, но не на уме основываются общества, религии и империи. Характер даст народам возможность чувствовать и действовать. Они никогда не выигрывали много от того, что желали слишком много рассуждать и слишком много мыслить.

Помимо чувств и характера французский учёный разделяет расы по анатомическим принципам, и отдает этим принципам значительную долю в изучении психологии раю. Сравнивая черепа различных человеческих рас за настоящее и прошедшее время, Лебон увидел, что расы, объем черепов у которых представляет большие индивидуальные различия, стоят на высшей ступени цивилизации, что по мере того, как какая-нибудь раса цивилизуется, черепа составляющих ее индивидов все более и более разнятся между собой. Результатом его исследования является то, что цивилизация ведет нас не к умственному равенству, но к все более и более глубокому неравенству. Он заметил, что анатомическое и физиологическое равенство встречается только среди представителей рас, стоящих на самой низкой ступени развития. Между членами какого-нибудь дикого племени, из которых все посвящают себя одним и тем же занятиям, различие существует самое ничтожное. Напротив, между каким-нибудь крестьянином, имеющим в своем лексиконе не более трехсот слов, и ученым, у которого их сотня тысяч с соответствующими понятиями, различие существует громадное. Дифференциация между индивидами, произведенная развитием цивилизации, проявляется также и между полами. У низших народов или у низших слоев высших народов мужчина и женщина в умственном отношении весьма близки друг к другу. Но по мере того, как народы цивилизуются, полы стремятся к тому, чтобы все больше и больше различаться между собой.

Характер человека и его расы складывает бытие. После промышленной революции середины XIX века процесс изменения человеческого европейского бытия стал изменяться в геометрической прогрессии благодаря техническому развитию и пропорционально ему стал расти уровень жизни. По моему мнению именно из-за высокого уровня жизни (относительно другого мира) и полного достатка в первичных потребностях возникло современное понятие европейских либерально-демократических ценностей (провозглашающих свободу равенство и братство даже для людей с моральными и психическими отклонениями) на которых зиждется весь «цивилизованный» мир. Исчезнут блага цивилизации- исчезнет и ныне существующая европейская «мысль».

Условия современного промышленного развития осуждают в действительности низшие слои цивилизованных народов на очень специализированный труд, который, будучи очень далек от того, чтобы расширять их умственные способности, скорее стремится их сузить. Сто лет тому назад работник был настоящим художником, способным выполнить все мелочи какого-нибудь механизма, например, часов. Ныне же простая манипуляция, которая никогда не производит более той или другой отдельной части, заставляет его всю жизнь сверлить одни и те же дыры или полировать одно и то же орудие, вследствие чего его ум должен в скором времени дойти до совершенной атрофии. Теснимый открытиями и конкуренцией, промышленник или руководящий им инженер, напротив, вынужден накапливать неизмеримо больше знаний, духа. инициативы и изобретательности, чем тот же промышленник, тот же инженер сто лет тому назад. То есть, исходя из вышеперечисленных фактов психологический склад ума человеческих рас изменяется благодаря их жизнедеятельности.

Так же, по мнению Лебона, склад ума меняется и при взаимодействии одних рас с другими. Но далеко не всегда. Немцы, венгры, славяне, жившие под австрийским владычеством, образовывали совершенно различные расы и никогда не обнаруживали склонности к слиянию. «Ирландец, живший под владычеством англичан, не в большей степени смешался с ними. Что же касается народов, стоящих на самой низкой ступени развития, например, краснокожих, австралийцев, тасманийцев и т.д., то они не только не сливаются с высшими народами, но быстро исчезают от соприкосновения с ними.»[13] Много условий необходимо для того, чтобы расы могли слиться и образовать новую, более или менее однородную:

1) Первое- заключается в том, чтобы скрещивающиеся расы небыли слишком неравны численно;

2) Второе- чтобы они не слишком отличались своими признаками;

3) Третье - чтобы в течение долгого времени они подвергались одинаковым влияниям среды.

Первое из перечисленных мною условий по Лебону имеет главное значение. Небольшое число белых, поселившихся среди многочисленного негритянского племени, обыкновенно исчезает через несколько поколений, не оставив следа своей крови в потомстве. Так исчезли все победители, которые покоряли себе слишком многочисленные народности. Они умели оставить себе свою цивилизацию, свое искусство и свой язык; но никогда не оставляли там своей крови.

Как пример можно использовать древнюю Индию, где без удивительного кастового строя ничтожная горсть арийцев вскоре потонула бы в бесчисленной массе черных племен, окружавших ее со всех сторон, и никакая цивилизация не возникла бы на почве большого полуострова. Если бы в наши дни англичане не сохранили на практике той же системы и согласились бы скрещиваться с туземцами, то громадная империя Индии давно бы от них избавилась.

Второе условие опирается на нравственность рас и тоже очень важно. Влияние противоположных наследственностей разлагает их нравственность и характер. Когда метисы случайно наследуют (как в Сан-Доминго) высшую цивилизацию, эта цивилизация быстро приходит в состояние плачевного упадка. Скрещивания могут быть элементом прогресса только среди высших рас, достаточно близких друг к другу, таковы англичане и немцы Америки. Но они составляют всегда элемент вырождения, когда эти расы, будучи даже высшими, слишком различаются между собой. Примером этому может послужить Бразилия, где лучшие расовые качества родичей, будут ли это негры, индейцы или европейцы, и производят неописуемый тип, в котором физическая и душевная энергия ослабли.

В целом работа Лебона основывается на устаревших научных материалах, которые делят расы и нации на отдельные объекты путём плохо проверяемых характеристик, таких как «душа расы», «характер расы». Все его научные изыскания плохо доказуемы, особо можно выделить те разделы в которых он опирается на биологию и антропологию, но если посмотреть на окружающий нас мир по этим понятиям в целом то становится всё относительно понятно, так как его законы и выведенные им закономерности вполне действуют в современном мире, а его примеры выглядят вполне убедительно для выводов сделанных им.

Раздел 3

Научная концепция Балибара и Валлерстайна.

Э. Балибар и И. Валлерстайн в своей работе «Раса, нация, класс» ведут исследование национализма через призму собственного марксистского понимания происходящего в мире. В данной работе они изучают такие вопросы как специфичность современного расизма, как он может быть соотнесен с разделением на классы при капитализме или с противоречиями национального государства и как феномен расизма позволяет переосмыслить взаимосвязь национализма и классовой борьбы.

Их книга делиться на четыре раздела. В первом разделе Балибар и Валлерстайн попытались наметить проблематику, альтернативную идеологии прогресса, навязанной либерализмом и во многом продолженной марксистской философией истории. Авторы утверждают, что, как в традиционных, так и в обновленных формах расизм в современном мире не уменьшается, а прогрессирует. По их мнению современный расизм проявляется и в повседневной жизни (в форме насилия, дискриминации, нетерпимости, унижения, эксплуатации), и в дискурсах и представлениях, а именно в производстве интеллектуалами профилактики или необходимости очищения социального тела, сохранения самоидентичности и идентичности нас от любых смешанных браков, от вторжения всего чужеродного.Этому явлению свойственны неравномерность, критические фазы, так что следует старательно избегать смешения его. Действительность такова, что не существует расизма без теории(й). Бессмысленно задаваться вопросом, являются ли основным источником этих теорий элиты или массы, господствующие классы или классы подчиненные. Зато очевидно, что эти теории рационализированы интеллектуалами. И в высшей степени для авторов важно исследовать функцию, которую выполняют теоретики «академического» расизма (прототипом которого была эволюционистская антропология биологических рас, созданная в конце XIX столетия) в объединение сообщества, основанного на принципе расы. Балибар и Валлерстайн считают, что прежде всего эта функция состоит в том, что теории ученого расизма имитируют научную деятельность, основываясь на явных очевидностях (на первостепенной важности расовых признаков, особенно телесных), или, лучше сказать, в том, что расовые теории имитируют тот способ, каким научная дискурсивность соотносит очевидные факты со скрытыми причинами и таким образом идет навстречу свойственному расистским массам спонтанному теоретизированию.