Для народного сознания большевизм был русской народной
революцией, разливом буйной, народной стихии, коммунизм же пришле
от инородцев, он западный, не русский и он наложил на
революционную народную стихию гнет деспотической организации,
выражаясь по ученому, он рационализировал иррациональное. Это
очень характерная легенда, свидетельствующая о женственной
природе русского народа, всегда подвергающейся изнасилованию
чуждым ей мужественным началом.
Народные массы были дисциплинированы и организованы в стихии
русской революции через коммунистическую идею, через
коммунистическую символику. В этом беспорная заслуга коммунизма
перед русским государством России грозила полная анархия,
анархический распад, он был остановлен коммунистической
диктатурой, которая нашла лозунги, которым народ согласился
подчиниться. Церковь потеряла руководящую роль в народной жизни.
Подчиненное положение церкви в отношении к монахическому
государству, утеря соборного духа, низкий культурный уровень
духовенства - все это имело роковое значение. Не было
организующей, духовной силы. Христианство в России переживало
глубокий кризис В коммунизме есть здоровое, верное и вполне
согласное с христианством понимание жизни каждого человека, как
служения сверхличной цели, как служения не себе, а велкикому
целому. Но эта верная идея искажается отрицанием самостоятельной
ценности и достоинства каждой человеческой личности, ее духовной
свободы. В коммунизме есть также верная идея, что человек призван
в соединении с другими людьми регулировать и организовывать
социальную и космическую жизнь. Но в русском коммунизме эта идея,
нашедшая себе самое радикальное выражение у христианского
мыслителя Н.Федорова, прняла почти маниакальные формы и
превращает человека в орудие и средство революции. Все эти
извращения определяются не столько социально-экономической
системой коммунизма, сколько его ложным духом. Свобода духа
отрицается не экономикой, которая бессильна в отношении к духу, а
духом же, духом враждебным свободе. Воинствующий духоборческий
материализм коммунизма есть явление духа, а не материи, есть
ложная направленность духа. Коммунистическая экономика сама по
себе может быть нейтральна. Это коммунистическая религия, а не
экономика, враждебна христианству, духу, свободе. Правда и ложь
так перемешены в коммунизме именно потому, что коммунизм есть не
только социальный феномен, но и феномен духовный. В идее
бесклассового, трудового общества, в котором каждый работает для
других и для всех, для сверхличной цели, не заключается отрицания
Бога, духа, свободы и даже наоборот, эта идея более согласна с
христианством, чем идея, на которой основано буржуазное
капиталистическое общество. Но соединение этой идеи с ложным
миросозерцанием, отрицающим дух и свободу, ведет к роковым
результатам. Именно религиозный характер коммунизма, именно
религия коммунизма и делает его антирелигиозным и
антихристианским. Коммунистическое общество и государство
претендуют быть тоталитарными. Но это и есть основная ложь.
Тоталитарным может быть шиль царство Божье, царство кесаря всегда
частично. Для коммунизма царство кесаря становится царством
Божьим, совершенно также как в германском национал-социализме, но
лишь более последовательно и радикально. И это то и вызывает
неизбежность духовной борьбы. Роковой ошибкой является придавать
этой духовной борьбе характер борьбы социальной, защищающей
старое капиталистическое, буржуазное общество или старый режим.
Это и делает бессильной борьбу против лжи коммунизма. Весь мир
идет к ликвидации старых капиталистических обществ, к преодолению
духа их вдозновлявшего. Движение к социализму - к социализму
понимаемому в широком, не доктринерском смысле - есть мировое
явление. Этот мировой перелом к новому обществу, образ которого
еще не ясен, совершается через переходные стадии. Такой
переходной стадией является то, что называют связанным,
регулированным, государственным капитализмом. Это тяжелый
процесс, сопровождающийся абсолютизацией государства. В советской
России этой стадии, которая не есть еще социализм, очень
благоприятсвуют старые традиции абсолютного государства. В том,
что происходит в советской России, есть много элементарного,
элементраного цивилизирования рабоче-крестьянских масс, выходящих
из состояния безграмотности. В этом нет ничего специфически
коммунистического. Но процесс цивилизирования совершается через
замену для масс символики религиозно-христианской, символикой
марксистски-коммунистической. Ненормальным, болезненным является
то, что приобщение масс к цивилизации происходит при совершенном
разгроме старой русской интеллигенции. Революция, о которой
интеллигенция всегда мечтала, оказалась для нее концом. Это
определилось древним расколом русской истории, вековым расколом
интеллигенции и народа, а также бессовестной демагогией, через
которую победили русские коммунисты. Но это привело к тому, что
оказался страшный недостаток интеллигенстких сил. Русский
коммунизм, если взглянуть на него глубже, в свете русской
исторической судьбы, есть деформация русской идеи, русского
мессианизма и универсализма, русского искания царства правды,
русской идеи, принявшей в атмосфере войны и разложения уродливые
формы. Но русский коммунизм более связан с русскими традициями,
чем это обычно о нем думают, традициями не только хорошими, но и
очень плохими.
ГЛАВА VII
КОММУНИЗМ И ХРИСТИАНСТВО
Религиозные верования отражают человеческое рабство, рабство
у стихийных сил природы и иррациональных сил общества, они
существуют лишь до тех пор, пока человек, социальный человек, не
овладел окончательно стихийными и иррациональными силами,
окружившими его таинственностью. Ненависть русских коммунистов к
христианству заключает в себе противоречие, которого не во
состоянии заметить те, чье созание подавлено коммунистической
доктриной. Лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком
захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на
бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствии христианского
воспитания человеческих душ, вследствие переработки натурального
человека христианским духом. Результаты этого христианского
влияния на человеческие души, чисто незримого и надземного,
остаются и тогда, когда в своем сознании люди отказались от
христианства и даже стали его врагами.
Н.Бердяев " СУДЬБА РОССИИ "
Националььность есть индивидуальное бытие, вне которого невоз-
можно существование человечества, она заложена в самих глуби-
нах жизни, и национальность есть ценность, творимая в истории,
динамическое задание.Национальность есть бытийственная индиви-
дуальность, одна из иерархических ступеней бытия, другая сте-
пень, другой круг, чем индивидуальность человека или индивиду-
альность человечества, как некой соборной личности.
Человек входит в человечество через национальную индиви-
дуальность, как национальный человек, а не отвлеченный чело-
век, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не
может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обе-
нел бы и опустел бы. Национальный человек-больше, а не меньше,
чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и
есть черты индивидуально-национальные.
Нация есть динамическая субстанция, а не переходящая
историческая функция, она корнями своими врастает в таинствен-
нуюглубину жизни. Национальность есть положительное обогащение
бытия, и за нее должно бороться, как за ценность. Национальное
единство глубже единства классов, партий и всех других прехо-
дящих исторических образований в жизни народов.Уход из нацио-
нальной жизни, странничество-чисто русское явление, запечат-
ленное русским национальным духом. Ни раса, ни территория, ни
язык, ни религия не являются признаками, определяющими нацио-
нальность, хотя все они играют ту или иную роль в ее определе-
нии. Национальность-сложное историческое образование, она фор-
мируется в результате кровного смешания рас и племен, многих
перераспределений земель, с которыми она связывает свою судь-
бу, и духовно-культурного процесса, созидающего ее неповтори-
мый духовный лик.И в результате всех исторических и психологи-
ческих исследований остается неразложимый и неуловимый оста-
ток, в котором и заключена вся тайна национальной индивидуаль-
ности. Национальность-таинственна, мистична, иррациональна,
как и всякое индивидуальное бытие.
Российская империя заключает в себе очень сложный нацио-
нальный состав, она обьединяет множество народностей. Но она
не может быть рассматриваема как механическая смесь народ-
ностей-она русская по своей основе и задаче в мире. В основу
русской идеи легло создание русского человека, как всечелове-
ка. И если русский империализм не будет выражением этого
русского народного духа, то он начнет разлагаться и приведет к
распадению России. Великая империя, верящая в свою силу и свое
призвание, не может превращать своих граждан в бесправных па-
риев, как то было у нас с евреями. Это ведет к распадению им-
периалистического единства. Лишь свободные граждане могут быть
опорой империи. Большое количество бесправных, гонимых и вся-
чески озлобляемых, представляет опасность.
У женщин очень слабо развито чувство истории, их очень
трудно довести до сознания исторической задачи и исторической
ценности, их взгляд на жизнь-безнадежно и безвыходно "част-