Петр Великий "принудил нас лгать". Там была-эпоха, "два или
три века". Здесь-три дня, кажется даже два. Не осталось
Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось
рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом-букваль-
но ничего. Остался подлый народ, из коих вот один, старик лет
60 "и такой серьезный", Новгородской губернии, выразился:"Из
бывшего царя надо бы кожу по одному ремню тянуть". Т.е. не
сразу сорвать кожу, как индейцы скальп, но надо по-русски вы-
резать из его кожи ленточка за ленточкой.
"Былая Русь"... Как это выговорить? А уже выговаривается.
Печаль не в смерти. "Человек умирает не когда он созрел,
а когда он доспел". Т.е. когда жизненные соки его пришли к
состоянию, при котором смерть становится необходима и неизбеж-
на.
Если нет смерти человека "без воли Божией", то могли бы
подумать, что может настать смерть народная, царственная "без
воли Божией"? И в этом весь вопрос. Значит, Бог не захотел бо-
лее быть Руси. Он гонит ее из-под солнца. "Уйдите, ненужные
люди".
Почему мы "ненужные"?
Да уж давно мы писали в "золотой своей литературе":
"Дневник лишнего человека", "Записки ненужного человека". То-
же-"праздного человека". Выдумали "подполья" всякие... Мы
как-то прятались от света солнечного, точно стыдясь за себя.
Человек, который стыдится себя? - разве от него не засты-
дится солнце?-Солнышко и человек-в связи.
Значит, мы "не нужны" в подсолнечной и уходим в какую-то
ночь. Ночь. Небытие. Могила.
Мы умираем как фанфароны, как актеры. "Ни креста, ни мо-
литвы". Уж если при смерти чьей креста и молитвы-то это у
русских. И странно. Всю жизнь крестилась, богомолились: вдруг
смерть-и мы сбросили крест. "Просто, как православным челове-
ком русский никогда не живал". Переход в социализм и, значит,
в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко,
точно, "в баню сходили и окатились новой водой". Это-совершен-
но точно, это действительность, а не дикий кошмар.
-Ты кто? блуждающий в подсолнечной?
-Я нигилист.
-Я только делал вид, что молился.
-Я только делал вид, что живу в царстве.
-На самом деле-я сам себе свой человек.
-Я рабочий трубочного завода, а до остального мне дела
нет.
-Мне бы поменьше работать.
-Мне бы побольше гулять.
-А мне бы не воевать.
И солдат бросает ружье. Рабочий уходит от станка.
-Земля-она должна сама родить.
И уходит от земли.
-Известно, земля Божия. Она всем поровну.
Да, но не Божий ты человек. И земля, на которую ты наде-
ешься, ничего тебе не даст. И за то, что она тебе не даст, ты
обагришь ее кровью.
Земля есть Каинова, и земля есть Авелева. И твоя,
русский, земля есть Каинова. Ты проклял свою землю, и земля
прокляла тебя. Вот нигилтзм и его формула.
- Мы не уважали себя. Суть Руси, что она не уважает себя.
Это понятно. Можно уважать труд и пот, а мы не потели и не
трудились. И то, что мы не трудились и не потели, и есть
источник, что земля сбросила нас с себя, планета сбросила.
Россия похоже на ложного генерала, над которым какой-то
ложный поп поет панихиду. "На самом же деле это был беглый ак-
тер из провинциального театра".
Что такое совершилось для падения Царства? Буквально,- оно
пало в буддень. Шла какая-то "середа", ничем не отличаясь от
других. Ни-воскресенья, ни-субботы, ни хотя бы мусульманской
пятницы. Буквально, Бог плюнул и задул свечку. Не хватало про-
визии, и около лавочек образовались хвосты. Да, была оппози-
ция. Да, царь скапризничал. Но когда же на Руси "хватало" че-
го-нибудь без труда еврея и без труда немца? когда же у нас не
было оппозиции? и когда царь не капризничал? О, тоскливая пят-
ница или понедельник, вторник...
Задуло свечку. Да это и не Бог, а... шла пьяная баба,
спотыкнулась и растянулась. Глупо. Мерзко.
Христианство вдруг все позабыли, в один момент,- мужики,
солдаты,- потому что не вспомоществует, что оно не предупреди-
ло ни войны, ни бесхлебницы.
Ты не прошла мимо мира, девушка... о, кротчайшая из крот-
ких ... Ты испуганным и искристым глазком смотрела на него.
Задумчиво смотрела... Любяще смотрела... И запевала
песню... И заплетала в косу ленту...
И сердце стучало. И ты томилась и ждала.
И шли в мире богатые и знатные. И говорили речи. Учили и
учились. И все было так красиво. И ты смотрела на эту красоту.
Ты не была завистлива. И тебе хотелось подойти и пристать к
чему-нибудь.
Твое сердце ко всему приставало. И ты хотела бы петь в
хоре.
Но никто тебя не заметил, и песен твоих не взяли. И вот
ты стоишь у колонны.
Не пойду и я с миром. Не хочу. Я лучше останусь с тобой.
Вот я возьму твои руки и буду стоять.
И когда мир кончится, я все буду стоять с тобою и никогла
не уйду.
Знаешь ли ты, девушка, что это-"мир проходит", а не "мы
прходим". И мир пройдет и прошел уже. А мы с тобой будем вечно
стоять.
Потому что справедливость с нами. А мир воистину неспра-
ведлив.
Но решительно везде, где могут,- стараются жить на счет
друг друга, обманывают, сутенерничают. И думая о счастье-впа-
дают все в большее и большее несчастье. Мы, как и евреи, приз-
ваны к идеям и чувствам, молитве и музыке, но не господству.
Овладели же, к несчастию и к пагубе души и тела, 1/6 частью
суши. И, овладев, в сущности, испортили 1/6 часть суши.
Русские в странном обольщении утверждали, что они "и
восточный, и западный народ",-соединяют "и Европу, и Азию в
себе", не замечая вовсе того, что скорее они и не заппадный, и
не восточный народ, ибо что же они принесли Азии, и какую роль
сыграли в Европе? На Востоке они ободрали и споили бурят, че-
ремесов, киргиз-кайсаков, ободрали Армению и Грузия, запретив
даже(сам слушал обедню) слушать свою православную обедню
по-грузински. О, о, о... Сам слушал, сам слушал в Тифлисе. В
Европе явилось как Герцен и Бакунин и "внесли социализм", ко-
торого "вот именно не хватало Европе". Между Европой и Азией
мы явилось именно "межеумками", т.е именно нигилистами, не по-
нимая ни Европы, ни Азии. Только пьянство, муть и грязь внесли.
Но принесли ли мы семью? добрые начала нравов? Трудоспособ-
ность? Ни-ни-ни. Теперь, Господи, как страшно сказать... Тогда
как мы "и не восточный, и не западный народ", а просто ерун-
да,-ерунда с художеством,-евреи являются на самом деле не
только первенствующим народом Азии, давшим уже не "кое-что", а
весь свет Азии, весь смысл ее, но они гигантскими усилиями,
неутомимой деятельностью становятся мало-помалу и первым наро-
дом Европы.
Посмотрите, встрепинитесь, опомнитесь: несмотря на побои,
как они часто любят русских и жалеют их пороки, и никогда
"по-гоголевски" не издеваются над ними. Над пороком нельзя
смеяться, это-преступно, зверски. И своею и нравственною, и
культурною душою они никогда этого и не делают. Я за всю жизнь
никогда не видел еврея, посмеявшегося над пьяным или над лни-
вым русским. Это что-нибудь значит среди оглушительного хохота
самих русских над своими пороками. Среди наших очаровательных:
"Фон-Визин, Грибоедов, Гоголь, Щедрин, Островский". Среди
"свинства" русских есть, правда, одно дорогое качество-интим-
ность, задушевность. Евреи-то же. И вот этою чертою они ужасно
связываются с русскими. Только русский есть пьяный задушевный
человек, а еврей есть трезвый задушевный человек. Только к од-
ному, к власти, он не чувствует подозрения. Власть всегла доб-
ра, блага, и, собственно, потому, что он ленив и власть обеща-
ет ему его устроить как калеку.
Благотворение, которое везде восполняет недостаток, у
христиан есть нормальное положение. Тут все благотворят "нищую
братию", и какая-то нищета имущества, тел и духа-вот христи-
анство.
В.В.Розанов " Возле "русской идеи" "
Достоевский выразил "святое святых" своей души, указав на
особую внутреннюю миссию России в Европе, в христианстве, а
затем и во всемирной истории: именно "докончить" дом её, стро-
ительство её, как женщина доканчивает холостую квартиру, когда
входит в неё "невестою и женою" домохозяина.
Женщина уступчива и говорит "возьми меня" мужчине, да, но
едва он её "берет", как глубоко весь переменяется."Женишься -
переменишься"-- многодумная вековая поговорка.
...Что это так выходит и в истории, можно видеть из того,
что, например, у "женственных" русских никакого "варяжского
периода","нормандского периода" (мужской элемент) истории, бы-
та, существования не было. Тех, кого "женственная народность"
призвала "володети и княжите над собою",-эти воинственные же-
лезные норманны, придя, точно сами отдали кому-то власть; они
просто "сели" и начали "пировать и охотиться".Переженились,на-
родили детей и стали "Русью"-- русскими, хлебосолами и право-
славными, без памяти своего языка, родины, без памяти своих
обычаев и законов.
...Как будто снаружи и сначала -- "подчинение русских",
но затем сейчас же происходит более внутреннее овладевание
этими самыми подчинителями,всасывание их." Женственное качест-
во "-- налицо: уступчивость, мягкость.Но оно сказываетсяя как
сила, обладание, овладение.Увы, не муж "обладает женою"; это
только кажется так.На самом деле жена "обладает мужем",даже до
поглащения. И не властью,не пзямо, а вот этим таинственным
"безволием", которое чарует "волящего" и грубого и покоряет
его себе, как нежность и миловидность.Что будет "мило" мне,
то, поверьте, станет и "законом" мне.
Русские имеют свойство отдаваться беззаветно чужим влия-
ниям... Иьенно, вот как невеста и жена -- мужу...Но чем эта
"отдача" беззаветнее, чище, бескорыстнее, даже до "убийства
себя", тем таинственным образом она сильнее действует на того
кому была "отдача".За "верную жену" муж сам обратно "умрет" --
это уже закон великодушие и мужества.
..."Русские бы стали на себя не похожи":до такой степени
увлекаться чум-то непременно из Европы есть единственное "по-
хожее на себя" у зусских,у России... Женщина,вечно ищущфя "же-
ничф,главу и мужа"...
...Вера Фигнер перешла в социализм, когда увидела в Каза-
ни оскорбленным админисерацией своего любиьмого учителя.Вот
русский мотив.
Весь русский социализм в идеальной и чистой своей основе,
основе первоначальной,женственен;и есть только расширение
"русской жалости","сострадание л несчасеным,бедным, неимущим".