Смекни!
smekni.com

Каменев Л.Б. и Зиновьев Г.Е. политические портреты (стр. 4 из 5)

По докладу Зиновьева секция большинством высказалась за переход власти к Советам.

Зиновьев, выступая несколько раз, говорил, что Петроградский Совет и ВЦИК должны уважать волю рабочих и крестьян, требующих передать всю власть Советам, но предостерегал от принятия боя на улицах, ибо это было бы выгодно только буржуазии. Но заседание решило отклонить требования демонстрантов и объявить их «врагами революции». После этого Зиновьев, Троцкий и Каменев убеждали, по их словам, руководителей матросской манифестации позволить разоружить себя и вернуться в Кронштадт.

Утром 5 июля Зиновьев, узнав о разгроме юнкерами «Правды», вместе с Каменевым добивались, чтобы был освобожден задержанный номер газеты, в котором опубликовано воззвание о прекращении демонстрации. Но этому воспротивились в штабе Петроградского ВО – «Правда» печаталась в «незаконно» конфискованной типографии «Сельского Вестника».

7 июля Зиновьев на квартире С.Я. Аллилуева узнал о решении Временного правительства арестовать и предать суду его самого, Ленина и Каменева, обвинённых в попытке свергнуть в Июльские дни Временное правительство. Поэтому 9 июля Ленин и Зиновьев перебрались на станцию Разлив и обосновались в шалаше.

В первых числах августа Зиновьев вернулся в Петроград, скрывался на квартире рабочего завода «Айваз»; писал статьи для «Пролетария» и «Рабочего», выходивших вместо «Правды». С конца августа возобновил работу в ЦК РСДРП(б).

В это время велась скрытая полемика по вопросу власти в стране. Ярким примером может послужить статья Зиновьева «О съезде Советов». В то время как Ленин считал Советы выше Учредительного Собрания, Зиновьев утверждал, что Советы не исключают Учредительного Собрания: «Если нашей революции не суждено погибнуть, если ей дано победить, то мы увидим на практике комбинированный тип республики Советов и Учредительного Собрания. Если то, что мы называем «второй революцией» (т.е. победа рабочих и крестьян над буржуазией и помещиками), может произойти мирно, то только по пути такой республики. Это будет тогда легальная революция такого громадного размаха, которого не знает ещё история».[8, с.146]

В тот же день Ленин в письме «К членам партии большевиков» потребовал исключить обоих из партии за «неслыханное штрейкбрехерство».

Зиновьев писал: «Последние надежды на мирный исход кризиса изжиты. Последние мирные надежды… разбиты жизнью. Наши противники в последние дни сделали всё возможное, чтобы вытравить эти иллюзии. Они уже перешли в наступление, это факт». [6, с. 458]

13 декабря Зиновьев был избран председателем Петроградского Совета. В тот же день на Всероссийском съезде железнодорожных мастеровых и рабочих заявил: «Те, кто особенно кричит об Учредительном Собрании, те не договаривают… Они …хотят отнять эту власть у Советов. Этого-то и не допустят революционный рабочий, солдат и крестьянин». [6, с. 467]

Таким образом, в годы революции в России Зиновьев выступал против двоевластия, добивался передачи всей власти Советам. Также он пытался донести до простого народа реальное положение дел в стране, печатая статьи в газете « Правда».

2.3 Деятельность Зиновьева в послереволюционный период

В период Брестских переговоров Зиновьев был единственным членом ЦК, выступавшим за немедленное подписание мира, полагая, что оттягивание только ухудшит его условия. Когда же немцы, прервав перемирие, начали наступление, повёл энергичную агитацию против «левых коммунистов» и других сторонников революционной войны.

Летом 1918 Ленин неоднократно обвинял Зиновьева в оппозиции, которая проявлялась в игнорировании требования отправить как можно больше рабочих за хлебом в деревню, в удерживании рабочих от массового террора в ответ на убийство В. Володарского. Однако эта осторожность позволила большевикам Петрограда выиграть избирательную кампанию (меньшевики и эсеры потерпели поражение на последних относительно свободных выборах в Петроградский Совет) и сорвать всеобщую политическую забастовку, назначенную на 2 июля. Но 30 августа, когда был убит М.С. Урицкий, Зиновьев предложил «разрешить всем рабочим расправляться с интеллигенцией по-своему, прямо на улице». [17, с. 105]

"Красный террор" в Петрограде мало чем отличался от террора в других местах и применялся неоднократно.

Когда началось наступление белых на Петроград, Зиновьев запаниковал и отдал приказ разработать план всеобщей эвакуации города, а также приказал готовить затопление кораблей Петроградской базы. Без согласования с центром он начал вывоз оборудования и при этом истерично умолял Москву прислать в город несколько дивизий с Восточного фронта. На протяжении 10 лет Зиновьев был всесильным наместником Петрограда, в период его господства не прекращались террор и преследования "классовых врагов". В том числе Зиновьев организовал массовую высылку дворян и буржуазии на север, где большинство погибло. В обществе одно имя Зиновьева вызывало страх и отвращение, и его называли «Кровавым Гришкой» или «Гришкой Вторым» (по аналогии с Г.Е. Распутиным).

Не отличавшийся сильным характером Зиновьев, смелый и решительный в отданном ему на расправу городе, впал в панику при получении известия о восстании в Кронштадте (1921), и лишь решительные действия М.Н. Тухачевского и Троцкого спасли его.

В марте 1919 был основан 3-й Коммунистический интернационал, Зиновьев стал председателем его Исполкома. На 8-м съезде РКП(б) избран членом ЦК, а на его 1-м пленуме - кандидатом в члены Политбюро. В октябре 1920 на съезде Независимой социал-демократической партии Германии в Галле Зиновьев способствовал её расколу и принятию левым крылом съезда решения о вступлении в Коминтерн и объединении с компартией.

В 1921 разработал 21 условие приёма в Коминтерн. Во время дискуссии о профсоюзах (конец 1920 - начало 1921) поддерживал Ленина в его борьбе против Троцкого и «рабочей оппозиции». После 10-го съезда РКП(б) (март 1921), подведшего итоги этой дискуссии, пленумом ЦК избран членом Политбюро.

На 12-м (1923) и 13-м (1924) съездах РКП(б) выступал с политическими отчётами ЦК, вместе с Каменевым и Сталиным вёл в это время борьбу против Троцкого. Но в декабре 1925 на 14-м съезде ВКП(б) Зиновьев, поддержанный Каменевым, выступил от имени «новой оппозиции» с содокладом, в котором оппонировал политическому отчёту ЦК, сделанному Сталиным, и потерпел поражение. В 1926 его отстранили от руководства Петроград Советом и Исполкомом Коминтерна, вывели из Политбюро. Объединение с Троцким привело в 1927 к исключению из ЦК, из партии и к ссылке. В 1928, покаявшись, Зиновьев был восстановлен в партии, назначен ректором Казанского университета. Спустя некоторое время возвращен в Москву, введён в редколлегию журнала «Большевик». В конце 1932 вновь исключен из ВКП(б) и отправлен в ссылку, но в 1933 восстановлен в партии и направлен на работу в Центросоюз. Был приглашен на XVII съезд ВКП(б), на котором выступил с покаянием и славословием по адресу Сталина и его соратников.

16 декабря 1934 Зиновьев был арестован, месяц спустя осужден на 10 лет тюремного заключения по делу «Московского центра». На суде он полностью выполнил приказ чекистов, очернив себя и своих коллег, писал Сталину, «что я Ваш душой и телом, что понял все, что я готов сделать все, чтобы заслужить прощение, снисхождение».

24 августа 1936 приговорён к высшей мере наказания по делу «Антисоветского объединённого троцкистско-зиновьевского центра». По воспоминаниям, перед казнью Зиновьев униженно молил о пощаде, целовал сапоги своим палачам, а затем от страха вообще не смог идти. Реабилитирован в 1988.

Итак, Зиновьев - одна из самых грандиозных фигур становления большевистского режима в СССР. Вместе с Каменевым он выступал против вооруженного восстания в СССР. Однако после убийства Урицкого Зиновьев резко изменил мнение, после чего в стране начала проводиться политика красного террора; на протяжении его правления в Петрограде не прекращалось преследование классовых врагов. Но, в конце концов, за свои кардинальные позиции Зиновьев жестоко поплатился собственной жизнью.

Заключение

Итак, подведём итоги политической деятельности двух значительных в истории СССР людей: Каменева и Зиновьева.

Зиновьев был из тех, которые представляют по преимуществу политический мозг партии, считался одним из наиболее талантливых ораторов.

Он умел заражаться настроением массы и находить для ее чувств и мыслей захватывающее выражение. Противники называли Зиновьева наибольшим демагогом среди большевиков. Нельзя отрицать того, что, будучи только агитатором, Зиновьев, когда его не сдерживала внешняя дисциплина, проявлял склонность жертвовать длительными интересами во имя успехов момента. Агитаторская чуткость Зиновьева делала его чрезвычайно ценным советником, поскольку дело касалось конъюнктурных политических оценок, но не глубже этого. Зиновьев способен был придавать самым крайним мыслям вкрадчивую форму, забираясь в головы тех, которые относились к нему с заранее готовым недоверием. Чтобы достигать таких неоценимых результатов, ему необходима была уверенность в том, что политическая ответственность снята с него надежной и крепкой рукою. Такую уверенность давал ему Ленин. За своим учителем Зиновьев следовал всегда, за вычетом совсем немногих случаев; но час разногласий наступал как раз тогда, когда решалась судьба партии, класса, страны.

Зиновьев и сам стремился стать политическим вождём страны, с коей целью и выступал с отчетными докладами на XII и XIII съездах РКП(б). Но политика Зиновьева характеризовалась беспринципной борьбой за власть. Как написал об этой борьбе Э.Х. Карр, «парадоксально, но победа Бухарина и поражение Зиновьева на съезде не привели к победе или поражению тех идей, которые они отстаивали».