Тирания–это наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания – безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны – враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не претендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются доверием, как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них взаимное недоверие и лишить их политической энергии.
Олигархия– вырожденная форма аристократии. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых.
Демократия – такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.
По мнению Аристотеля, все эти три формы государственного строения, вообще говоря, ошибочны.
Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной (VI, 2, с. 219), но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия).
Проект идеального государства
Свой проект наилучшего государственного строя Аристотель намечает, исследуя реальные, исторически известные и современные ему формы государства. Политическое учение философа - не только описание того, что есть, но и набросок должного.
Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства.
Цель государства, как уже указывалось, не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, «а в том, чтобы жить счастливо" (III, 5, с. 115).
По Аристотелю, это возможно лишь в государстве. Оно для него - "совершеннейшая форма жизни", "среда счастливой жизни" (I, 1, с. 6, 7).
Государство служит "общему благу". Но это относится только к его правильным формам.
Критерием же правильных форм является их возможность служить общему благу. Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу, тирания, олигархия и демократия - лишь частным интересам соответственно одного лица, меньшинства, большинства.
По Аристотелю, для построения идеального государства не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки существующего реального человека.
Задача политика и законодателя — не строить на месте разрушенного. Политика не создает людей, а берет их такими, какими их создала природа. Необходимо ввести такой государственный строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы легче всего приемлемым и гибким. Улучшить государственный строй — задача менее сложная, чем изначально установить его; и хороший законодатель, и истинный политический деятель не должны упускать из виду не только абсолютной наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при соответствующих обстоятельствах.
Состав идеального государства, по Аристотелю, сложен и состоит из многих составных частей. Одна из них – народная масса, работающая над продуктами питания; это земледельцы.
Вторая составная часть государства – класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны, существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь.
Третья часть – торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей.
Четвертая часть – наемные рабочие.
Пятая – военное сословие.
Необходимые для существования государства классы эти, однако, имеют различное значение и достоинство. В сущности два главных «класса», согласно мысли Аристотеля, составляют государство-город (полис): это военное сословие и лица, из числа которых выделяется законосовещательный орган, заботящийся об общих интересах государства, в которых и находит свое выражение политическая мудрость.
В руках обоих этих классов и должно быть, согласно Аристотелю, сосредоточено и владение собственностью.
К необходимым, но к несущественным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным - лишь воинов и правителей.
"Земледельцы, ремесленники и все торговое сословие, - сказано в "Политике", - необходимо входят в состав каждого государства; но существенные его части – это воины и члены совета".
Аристотель прямо заявляет, что "государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику и земледельцу прав гражданина" (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели).
Поэтому в идеальном государстве греки, согласно Аристотелю, не должны быть ни ремесленниками, ни земледельцами, ни торговцами.
Но поскольку эти занятия в государстве совершенно необходимы, то место эллинов здесь должны занять варвары-рабы.
Итак, в наилучшем государстве все граждане-греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира - в их рабов. Таким образом греки должны стать властелинами Вселенной.
Заключение
Аристотель осуществил грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение.
Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, идеализированный объект по сравнению с существующими формами государственности. Однако присутствуют здесь и черты, отражающие реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан.
Особенность политического учения Аристотеля в том, что в нем черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности.
Список литературы
1. Микеладзе З. Н. Что такое «Топика» Аристотеля ? - Вопросы философии, 1979, 8, с. 109-113.
2. Аристотель Сочинения в 4-х томах.
3. Богомолов А.С. “Античная философия”.
4. Асмус В.Ф. Античная философия. М. 1976.
5. Гриненко Г.В. История философии. - М.: Юрайт-Издат, 2004.
6. История политических и правовых учений. Учебник // Под ред. В.С. Нерсесянца. -М.: ГЮРМА-ИНФРА, 1999.
7. Лосев А.Ф. Античная история философии. - СПб.; Алтейя, 2001.
8. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Юрист, 2000.