Смекни!
smekni.com

Модель шведского социализма и её уроки (стр. 5 из 6)

Швеция устояла под натиском монетаристов, предлагавших допустить безработицу, ограничить ответственность государства за поддержание высокого уровня занятости, резко сократить государственные расходы, прежде всего, в социальной сфере, и одновременно снизить налоги на прибыль и имущество акционеров как бы для уменьшения бюджетного дефицита. Один из активных проводников социальной политики безвременно погибший премьер-министр Швеции Улоф Пальме резко критиковал экономику капитализма, когда всё подчиняется получению прибыли любой ценой, а с чувствами и желаниями людей не считаются, саркастически называя это «чудом рыночной экономики». Он считал безработицу расточительством и недоиспользованием производственных ресурсов, приводящим к неудовлетворению основных человеческих потребностей и к страданию людей. При этом нужно учитывать данные известного экономиста M. Brenner о том, что увеличение безработицы на 1% приводит к росту смертности на 4%. Это еще раз свидетельствует о тесной связи между политикой, экономикой и здоровьем.

В Швеции исходили из того, что социальные выплаты и услуги – это право всех, а не разовая благотворительность, как это преподносится у нас при очередном повышении зарплаты или пенсии уже после наступившего роста цен. По свидетельству известных экономистов А. Хедборга и Р. Мейднера, шведская модель означает высокую степень обеспеченности граждан социальными услугами, активное вмешательство государства в экономику, вплоть до национализации целых отраслей, а также вмешательство в отношения между трудом и капиталом, осуществляемое с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда. Это достигалось путем создания высокоэффективной экономики, обеспечения занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидации бедности, формирования самой развитой в капиталистическом мире системы социального обеспечения, высокого уровня здравоохранения, грамотности, образованности и культуры населения. Всё это чрезвычайно актуально и для нашей страны, тем более, что Президент РФ ставит именно такие задачи.

Основные параметры шведкой модели «общества благосостояния» под названием «народный дом» были сформулированы премьер-министром П.А. Ханссоном еще в 1928 году, когда он объявил о создании в стране общества равных. И, действительно, если в США государство несет ответственность за предоставление бедным и маргинальным группам минимального стандарта (социальное обеспечение, пособия, здравоохранение, питание, жилье), то в Швеции государство гарантирует всем равное право на высокий уровень жизни и там существует единая для всех система здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения с едиными стандартами.

Каждый швед, выплачивая налоги в соответствии со своими доходами по прогрессивной шкале, может рассчитывать на равные возможности, на одинаковые по объему и качеству услуги и льготы для любого гражданина. Таким образом, в Швеции, а не в СССР был создан настоящий социализм (не равенство в бедности, а равенство в богатстве). Поэтому там (как и в Швейцарии) один из самых высоких уровней налогообложения. Всем детям предоставляется доступ к хорошим детским садам, к единой государственной системе образования, а на пособие для детей может существовать вся семья. Фактически шведский социализм – это социализм среднего класса, который, по мнению Г.Х. Попова, должен стать уделом нынешнего столетия. По его представлению средний класс не беден и не богат, он никого не угнетает и сам не испытывает угнетения, он не стремится ни к богатству, ни к власти, ему нужен доход, обеспечивающий нормальную жизнь и личную свободу, стабильность в обществе, его главная забота- это забота о семье. Средний класс – это главный фактор гармонизации общества и основа его стабильности, причем в развитых странах на его долю приходится 60-70% населения. К сожалению, с учетом этих критериев можно утверждать, что в России формирование среднего класса пока весьма проблематично. Сложности будут в России и с развитием рынка труда, т.к. если в других развитых странах люди «привязаны» к месту работы и легко переезжают к новому месту работы, то в России люди «привязаны» к месту жительства, и потому массовые перемещения по стране затруднены.

Швеция занимает первое место по доле государственных расходов в ВВП, на социальные нужды там тратится почти 60% ВВП, в т.ч. на пенсии – 12%, пособия по временной нетрудоспособности – 11%, на профобучение и переквалификацию – 7%, жилищные пособия – 5%, семейные пособия – 5%, пособия по безработице и расходы на организацию общественных работ – 2% и т.д.

Главным источником доходов в Швеции являются налоговые поступления при том, что вводить налоги имеют право как государство, так и региональные органы и местные власти в общине (коммуне). Последние вправе устанавливать процентную ставку налога на доходы, вводя коммунальный и региональный подоходный налог в соответствии с принятым законодательством. В среднем ставка на местном уровне колеблется в пределах 14-23% от общего дохода граждан, а на региональном уровне 9-12%. Как видно, налоги на доходы достаточно высокие, но именно они обеспечивают равные социальные возможности граждан, именно за их счет идет развитие всей инфраструктуры на местах. Это важно, поскольку в России на местах, где создаются практически все условия жизни граждан (медицинские и образовательные учреждения, транспорт, дороги, жильё, магазины и т.д.), остается небольшая часть всех налоговых сборов, что не позволяет создать достойные условия жизни во всей стране.

Отдельно в Швеции, как и в других Скандинавских странах, существует налог на доходы, превышающие определенную величину. Этот налог составляет 25% и уходит в национальный бюджет. Достаточно весомым является налог на доходы юридических лиц. Из более мелких налогов можно отметить земельный налог, налог на собственность, налог на добавленную стоимость, который в нашей стране является основным. В конечном итоге все эти налоговые поступления (за исключением накладных расходов) возвращаются гражданам, создавая для них высокий стандарт жизненного уровня.

Большой интерес представляет оригинальная система пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, студентам, матерям-одиночкам и др., а также система здравоохранения. Но эти вопросы следует рассмотреть отдельно.

С 60-х годов прошлого столетия профсоюзы Швеции стали проводить политику «солидарной заработной платы», т.е. равной заработной платы за равный труд. Вначале эта политика была направлена на выравнивание заработной платы у работников одного уровня образования и профессиональной подготовки, а затем профсоюзы включились в борьбу за равную оплату за любой труд и в результате значительные различия в заработной плате различных категорий работников были существенно сглажены. Мы намеренно привели сведения об этой политике, но не для того, чтобы предложить использовать опыт «уравниловки» в заработной плате (хотя, как подчёркивалось, там существует «равенство в богатстве, а не равенство в бедности»), а для того, чтобы подчеркнуть, какую роль в обществе должны играть профсоюзы. Шведская политика, направленная на то, чтобы каждая семья и каждый одинокий человек имели собственное отдельное жильё, была полностью реализована за счет специальных государственных усилий (пособия, налоговые льготы, доплаты, выгодные займы, «строительный налог» и др., а также предоставление муниципального жилья особо нуждающимся в улучшении жилищных условий).

Заключение.

Швеция является единственной капиталистической страной, которая на протяжении многих десятилетий не меняет курс экономической политики, не поощряет развитие крупного капитала за счет урезания социальных служб, в которой отказались от метода борьбы с инфляцией с помощью роста безработицы. Вместе с тем, назвать Швецию государством благосостояния в полном виде пока еще нельзя, т.к. благосостояние не сводится только к высоким стандартам потребления, но также предполагает участие широких масс во всех процессах управления, в т.ч. и в экономике, чего пока нет в шведской действительности. Речь идет о развитом гражданском обществе, однако Швеция и другие Скандинавские страны к нему ближе всего. Приобщение Швеции к Европейскому союзу превратило Швецию в страну -донор, когда финансово-экономический баланс внешних отношений складывается не в пользу Швеции.

Отсутствие гибкой налоговой политики при сохранении высокой ставки прогрессивного налога на доходы привело в последнее десятилетие к оттоку крупного производства и капитала в другие страны с более мягким налогообложением. Поэтому было бы целесообразным ввести в Швеции плавающий налог на доходы, и на первое время его значительно снизить, что будет способствовать приостановлению этих негативных процессов. Кроме того, с учетом нынешнего состояния экономики в Швеции от политики стимулирования совокупного спроса, видимо, целесообразно временно перейти к стимулированию совокупного предложения, сменить приоритеты промышленной политики, что внесло бы новые возможности, повысило конкурентоспособность, обновило технологии, прекратило утечку капитала из страны. Такая гибкость не означает отход от социально ориентированной рыночной политики; напротив, через некоторое время она сможет выйти на новый виток своего развития.