Смекни!
smekni.com

Сепаратизм в современном мире (стр. 3 из 4)

§4. Возможные пути решения проблемы сепаратизма.

Проблему сепаратизма можно решать по разному. Для того, чтобы выбрать оптимальное решение, необходим анализ ситуации. Необходимо выяснить, сколько вообще есть сепаратистов, чего они в действительности хотят (почему хотят отделения). Также важно знать мнение остальной части общества, чтобы понять, какие компромиссы возможны в конкретной ситуации. Если сепаратистов мало, требования их совершенно неприемлемы, и ни на какие компромиссы они не согласны, то можно их игнорировать, а любую их антиобщественную деятельность подавлять силовыми методами. В остальных случаях решение подскажет изучение общественного мнения: открытое обсуждение проблем, голосования-референдумы по разнообразным вариантам. Возможно, большинство граждан согласятся с изменениями в законодательстве, снимающими проблему конкретного случая сепаратизма. Не исключено, что не придется даже менять федеральные законы, и проблемы решатся на уровне местного самоуправления в местах компактного проживания сепаратистов. А может быть, оптимальным решением окажется-таки разделение государства, и демократическим путем будут найдены наиболее приемлемые для большинства граждан условия отделения. Тщательное изучение мнения сепаратистов может дать и другое решение: может оказаться, что в мире уже есть государства с законами, которые так нравятся сепаратистам, соответственно, возможно, что узнав об этом, многие сепаратисты просто переберутся в другую страну. Как правило, в таком случае нет смысла (не эффективно) создавать еще одно государство со своей бюрократией.

Самоопределение без сепаратизма

После Первой мировой войны право на самоопределение официально признавалось за нациями и этническими группами, а после Второй мировой войны - за народами колониальных владений, что способствовало обретению ими независимости. Это сразу же породило серьезную проблему. В африканских странах слабые союзы племен, "выдавшие" себя за нации, добились создания государств - в результате государства оказались нежизнеспособными, что неизбежно привело к межнациональным конфликтам и войнам (достаточно вспомнить войну 1960-х гг. в Нигерии, унесшую жизни более 1 млн. человек, недавние столкновения в Республике Чад и в Руанде). Правда, следует отметить, что лидеры антиколониальных движений второй половины ХХ века (М. Ганди, Д. Неру, Н. Мандела, Р. Мугабе) никогда не ставили своей задачей формирование новых государств на этнической основе и реализовали принцип "один народ (в этнокультурном смысле) - одно государство". Однако, в развитие импульса, порожденного антиколониальными движениями, у целого ряда народов проявилось стремление к созданию собственной "этнической" государственности. [9] Приверженцы данного подхода пытались объявить источником государственного суверенитета и субъектом государственного самоопределения не нацию как совокупность граждан, а определенную этническую общность, реализующую свои права на "исторической территории". Выражением данной тенденции в 60-80-е гг. прошлого века стал этнический сепаратизм (баскский, курдский, северо-ирландский, албанский в пределах Балканского региона и др.) с претензиями на независимость. Движения указанных народов за "национальную свободу" имели место и ранее, однако в обозначенный период они обрели новые политико-правовые основания. Понимая нереализуемость подхода "один народ - одно государство" в условиях смешанного состава населения большинства стран, а также реальную неспособность многих этнических общностей к самостоятельному государственному существованию, международное сообщество в лице ООН и ряда других организаций попыталось создать правовые ограничения на пути сепаратизма. Признавая право наций и народов на самоопределение, ведущие международные институты в принципе выступали против реализации его в форме отделения, дабы не поощрять сепаратистские устремления. Это подтвердил бывший генсек ООН Бутрос Гали, во время своего визита в Россию в 1995 г. Современная концепция ООН предлагает этническим общностям достаточно широкие возможности для самоопределения без сепаратизма - не через отделение, а в таких политических формах, как автономия - территориальная, а чаще национально-культурная (предполагает предоставление государством гарантии развития национальных языков и культур), через общую демократизацию государства (когда права национальных общностей надежно защищаются законом и судом) и иным образом. Со сходных позиций предполагает решать проблему и Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (т.н. Хельсинские соглашения 1975 г.). Общие принципы урегулирования межнациональных конфликтов зафиксированы в Заключительном акте Совещания (т.н. "десять европейских заповедей"), которые были единогласно одобрены представителями всех стран - участников совещания в качестве закона, обязательного для исполнения. В соответствии с этими принципами конфликты должны решаться без применения силы со стороны какой-либо страны или группы стран по отношению к другой стране, а также без вмешательства в ее внутренние дела. При этом должны соблюдаться нерушимость границ и территориальная целостность всех стран-участниц Заключительного акта. При этом любой народ имеет право распоряжаться своей судьбой, что означает право на автономию для любого из народов, не имеющих своей государственности, но проживающего компактно на территории, где он составляет большинство.[10] Действующая Конституция РФ, исходя из реального положения дел в стране и современного толкования принципов равноправия и самоопределения, устанавливает, что он должен осуществляться в границах РФ (ст.5. п.3). Одновременно, для представительства интересов народов, не имеющих национальной государственности, существует созданная в 1991 г. Организация Непредставленных Народов и Наций (ОННН или UNPO), в работе которой принимают участие представители Абхазии, Гагаузии, Ингушетии, Чечни, Чувашии, Якутии, крымских татар, ассирийцев, косовских албанцев, каренов и др.

Заключение

В заключении мне хотелось бы сделать вывод, подвести итоги по проделанной работе. Тема сепаратизма актуальна уже на протяжении многих лет, т.к. многие народы желают стать независимыми от государства, в котором они находятся, и жить по принципу «один народ - одно государство».

Этнический сепаратизм был и остается крайне радикальным, эгоцентрическим способом разрешения проблем, которые так или иначе возникают в многонациональных обществах, во взаимоотношениях этнического меньшинства с этническим большинством, отдельных территорий - с центральной властью (пусть действительно далеко не всегда справедливой и демократичной). Как можно было увидеть в моей работе, сепаратизм тесно связан с социальными, политическими и экономическими проблемами общества. Многих людей не устраивает та или иная деятельность государства в различных сферах жизни: экономическая нестабильность, социальная несправедливость, несогласие с законодательной основой государства. Но последствия такого недовольства небольшой части населения могут быть весьма плачевными: организация террористических актов, незаконных митингов и демонстраций, антиобщественных мероприятий, чьими жертвами становятся тысячи людей, не имеющих ни какого отношения к политической деятельности страны.