«Сепаратизм в современном мире» Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
§1.Понятие сепаратизма……………………………………………………….4
§2. Причины возникновения сепаратистских тенденций в обществе………8
§3. Роль государства в решении проблем сепаратизма……………………..10
§4. Возможные пути решения проблемы сепаратизма……………………...17
Заключение……………………………………………………………………...21
Список использованной литературы …………………………………………22
Введение
Тема моего реферата «Сепаратизм в современном мире». По моему мнению проблема сепаратизма за последние десятилетия неоднократно давала о себе знать, проявлялась в разных государствах по разным причинам. Сепаратизм- это выход группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, и отличает его от ирредентизма - стремления к присоединению этнически родственного населения и населяемой им территории к "этнически близкому" государству. На примере Чеченской республики мы убедились, что сепаратизм зачастую ведет к насилию и терроризму, к антиобщественным явлениям. Желательно принимать меры к тому, чтобы неизбежные в любом реальном обществе разногласия между гражданами не принимали столь экстремальные формы, и укладывались в более скромные масштабы, по крайней мере, чтобы не приходилось применять вооруженные силы на собственной территории, против собственных граждан. Характерная особенность сепаратизма в том и состоит, что эта форма политического поведения нацелена на удовлетворение гипертрофированно понятых интересов и потребностей данной группы, не считаясь с интересами, потребностями и заботами сожительствующих общностей и групп. Цель моей работы- дать понятие сепаратизма, выяснить причины возникновения сепаратистских тенденций в обществе, роль государства в решении проблем сепаратизма и возможные пути решения данной проблемы Главной задачей я считаю охарактеризовать сепаратизм, рассказать о его предпосылках, проявлениях и о результатах сепаратистской деятельности, а так же привести примеры возникновения сепаратизма в разных частях света.
§1.Понятие сепаратизма
Сепаратизм - стремление к отделению, к созданию отдельного государства, обособленного правового поля. Это стремление вполне естественно, когда люди недовольны средой, в которой им приходится жить, законами, которым они вынуждены следовать в силу общественного договора. У разных людей разные интересы, разные предпочтения, приоритеты. Если бы дело обстояло иначе, на планете не было бы отдельных государств - при нынешнем уровне развития коммуникаций все уже давно объединились бы в одно, единое мировое государство. К сожалению, на практике сепаратизм зачастую приобретает неприглядные формы: насилие, терроризм, вооруженные столкновения и прочие антиобщественные явления. Именно поэтому сепаратизм является одной из серьезнейших проблем современного общества. Даже если поблизости от себя вы не замечаете сепаратистских тенденций, это не значит, что проблема совершенно не актуальна. Ведь сепаратизм - это одна из крайних, наиболее резких форм выражения недовольства общественным устройством. Одни и те же причины, при одних условиях приводят к явному сепаратизму, а при других - выражаются лишь в росте преступности и якобы немотивированных вспышках насилия.[1] Американский политолог Д.Горовиц определяет сепаратизм как выход группы и ее территории из-под юрисдикции более крупного государства, частью которого она является, и отличает его от ирредентизма - стремления к присоединению этнически родственного населения и населяемой им территории к "этнически близкому" государству. Как политико-правовое явление сепаратизм тесно связан с понятием "суверенитет" - ибо в эволюции представлений о смысле и содержании последнего отразилась вся противоречивость подходов к проблемам национально-государственного строительства.
Достаточно вспомнить, что сама идея суверенитета была известна еще в эпоху Средневековья - но использовалась феодальными владетелями для обоснования их собственных специфических прав и привилегий (т.е. сепаратизма). В противовес данному подходу, Ж. Боден, один из крупнейших идеологов абсолютизма XVI в., в своем масштабном труде "Шесть книг о республике" впервые сформулировал гражданскую теорию государственного суверенитета, связав это понятие с идеей светского национального централизованного государства, идущего на смену феодальной раздробленности. В центре боденовской теории государственного суверенитета находится мысль о неделимой, постоянной, стоящей над законом государственной власти, не связанной никакими ограничениями и выражающейся в абсолютном господстве над гражданами и подданными. Абсолютистскую версию теории политического суверенитета развил английский философ Т.Гоббс. Согласно Гоббсу, для преодоления "естественного состояния" людей, выражающегося в войне всех против всех, необходимо учреждение государственной власти, обеспечивающей общий порядок и направляющей все действия людей к общему благу. Единственный путь, ведущий к созданию такой власти, - передача всей "власти и силы" (т.е. суверенитета) одному человеку или группе людей. Очевидно, что подобный подход исходит из принципа "целесообразного единства" государства и отрицает само явление сепаратизма как таковое. Двойственный характер по отношению к проблеме сепаратизма имеет "демократический вариант" концепции политического суверенитета, разработанный в XVIII веке французским философом Ж.-Ж. Руссо. Он полагал, что верховная власть в обществе должна принадлежать "объединенному народу" (также называемому "сувереном"), образующему "коллективное существо", в котором полностью растворяются отдельные личности и группы. "Суверену" принадлежит неограниченная власть над собственностью и личностью граждан, от него каждый индивид "получает свою жизнь и свое бытие". В новом состоянии не допускается противопоставление индивидуальных интересов и воль "коллективной воле", и гражданское общество как система артикуляции индивидуальных интересов фактически лишается права на существование. Отрицая де-факто гражданский суверенитет, концепция Руссо также не допускает влияния малых обществ на большое, а наиболее эффективным механизмом осуществления воли объединенного народа объявляет единую и нераздельную республику. Таким образом, формально руссоистский подход отрицает сепаратизм (а вкупе с ним - регионализм и федерализм) как таковой. Однако, при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Вспомним, что вдохновленная идеями Руссо Великая Французская революция объявила главным источником политического суверенитета единую французскую нацию, введя в политическую теорию и практику принцип "одна нация - одно государство". По отношению к проблеме будущего сепаратизма это было неопасно, поскольку под "нацией" в данном контексте понимался не тип этнической общности, но прежде всего сообщество граждан (согражданство), составляющее государство и формирующееся на определенной стадии развития национальной государственности. Однако перенесение прав суверенитета с "сообщества граждан" на представителей определенной этнической общности было вполне вероятно (поскольку сама руссоистская доктрина, распространявшая принцип равноправия на неевропейские "туземные" народы, в принципе этому не противоречила). На рубеже ХIХ-ХХ веков, по мере роста антиколониального движения, неизбежно утверждался принцип "один народ - одно государство". Поскольку говорить о наличии сформировавшихся наций в освободившихся от власти прежних метрополий странах Азии и Африки было сложно, вместо нее стало использоваться "промежуточное" понятие "народ", приобретшее ярко выраженный этнический оттенок. Так, еще в конце ХIХ века идея национального суверенитета был дополнена совершенно новым принципом - равноправия и самоопределения народов (в России его главными адептами оказались большевики, внесшие его на II съезде РСДРП в партийную программу с целью подрыва государственности Российской империи). Этот принцип был в итоге записан в Уставе ООН, хотя последняя выступает сегодня как представитель государств и наций. Реальное же сосуществование "этнической" и "гражданской" концепций суверенитета продолжалось, порождая на практике немало коллизий.[2]
§2. Причины возникновения сепаратистских тенденций в обществе.
Сепаратисты как правило требуют отделения. Они хотят жить в отдельном, независимом государстве. Соответственно, они - люди самостоятельные. Не собираются сидеть на шее общества. Считают, что им вполне по силам обеспечить себя своим трудом. Этим сепаратисты существенно отличаются от многих бунтарей, попросту требующих у государства улучшения своего статуса - повышения зарплат, пенсий, снижения платы за коммунальные услуги и т.п. Кстати, именно в силу своей самостоятельности сепаратисты настолько опасны. Они в состоянии создавать организационные структуры, ведущие антиобщественную деятельность и успешно соперничающие с противостоящими им государственными структурами. Заметим, что антиобщественные структуры создаются не только сепаратистами, но и обыкновенными преступниками, например, наркодельцами. Сепаратисты выгодно отличаются и от них, так как не намерены паразитировать на обществе, а хотят лишь отделиться и, таким образом, иметь с этим обществом поменьше общего. Так что же такое есть у сепаратиста с обществом общее, от чего сепаратист хочет избавиться? Причин может быть много. Если рассмотреть в первом приближении, случай идеального правового государства, где есть непротиворечивая система законов и где обеспечивается соблюдение этих законов, то в таком государстве любое недовольство сепаратиста можно свести к тому, что сепаратисту не нравятся законы.[3] В самом деле, любое желание сепаратиста можно оформить в виде закона. И если исправить свод законов государства так, чтобы включить туда закон, выражающий желания сепаратиста, то у сепаратиста более не было бы причин требовать отделения, так как государство полностью учитывало бы его интересы. Для того, чтобы разногласия между гражданами не разрастались и не обострялись, их надо своевременно выявлять, анализировать, и искать такие решения, которые позволили бы уменьшить недовольство людей. Необходимо постоянно изучать общественное мнение, выявлять тенденции задолго до того, как они выплеснутся на улицы в виде массовых беспорядков. Методика выяснения и учета мнений людей по широкому кругу вопросов изложена в статье "О демократии". Вкратце - необходимо создать сеть терминалов, подобных нынешним банкоматам, и посредством этой сети открыто изучать мнение граждан по широчайшему кругу вопросов.[4] Конечно, в Интернет и так уже существует множество систем изучения общественного мнения (например, система ЯМАЙО), но для того, чтобы информация о мнении народа была достоверной (не фальсифицированной), такая задача должна решаться на государственном уровне.