Смекни!
smekni.com

Геополитика и биополитика,связь геополитики с расовой теорией (стр. 2 из 2)

Кроме того, Запад, и в первую очередь США, называемой планете так навязывает “мировой информационный порядок”. Фирмы и правительство США осуществляют контроль глобальных коммуникаций. Западные медиа господствуют в мире. Мировая культура есть прежде всего американизация культуры народов планеты. Эта задача последовательно решалась в отношении Западной Европы, африканских и азиатских стран, а в последние десятилетия и России.

Проблема глобализации общества очень интересно рассмотрена в труде член-корреспондента РАН М.Н. Руткевича “Общество как система”.

Этот серьезный ученый – социолог и философ – не только отмечает те стороны глобализации человеческой жизни, о которых говорилось выше, но и касается собственно человеческой стороны проблемы.

Он, в частности, пишет, что “факты и тенденции безусловно свидетельствуют о сдвигах в духовной культуре и нравственности, притом сдвигах регрессивного характера”. Ученый справедливо утверждает, что круг обязательств и запретов распространяется не только на граждан государства, но и граждан других государств, т.е. глобализация несет в себе тоталитарный и императивный духовный контроль в планетарном масштабе[3].

Проблемы глобализации международных отношений (экономических, культурно-информациояных, финансово-правовых, военных и т. д.) находят отклик не только у ученых,, политиков, военных, но и у религиозных деятелей планеты. В ХI энциклике Папы Иоанна Павла II “Евангелие жизни” (март 1995 г.) современная Цивилизация подверглась суровой критике как колыбель специфической “культуры смерти”. Подобные идеи высказал Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на 10-м Русском народном соборе. Его острокритический доклад назывался “Грех становится модным и это опасно”. Государства западного мира, изменили своим демократическим принципам и движутся к тоталитаризму, а демократия стала всего лишь мифом и прикрытием безнравственности[4].

Вопрос 2. Геополитика и биополитика : связь геополитики с расовой теорией.

Итак, поскольку в качестве идеологического направления геополитика апеллирует к природным началам, ее можно отнести к так называемой “естественной (натуральной) идеологии”. Сюда же можно отнести течение, родственное геополитике, также акцентирующее внимание на естественных основаниях политических решений, – расизм, который по аналогии можно назвать “биополитикой”.

Естественно, что территориальные притязания одних государств неизбежно вступают в конфликт с интересами самообороны других государств. Как агрессоры, так и жертвы выдвигают аргументы для обоснования своей позиции и ссылаются на международное право для обработки общественного мнения в свою пользу всеми доступными им средствами. Особое значение всегда придавалось ссылкам на историческую и географическую обусловленность территориальных притязаний, а также национальному составу населения “спорной территории”, нередко относимой агрессором к низшей расе, с которой якобы можно вообще не считаться.

Уже в древних государствах к расизму широко прибегали для оправдания института рабовладения, а также для подогревания враждебных чувств в отношении народов, с которыми собирались воевать. В древнегреческих полисах некоторыми правами пользовались только выходцы из соседних древнегреческих городов-государств (в Афинах они назывались метеками).

Прочие иностранцы объявлялись абсолютно бесправными. “Эллинская народность, – писал Аристотель, – занимающая в географическом отношении как бы срединное место между жителями севера Европы и Азии, объединяет в себе природные свойства тех и других; она обладает и мужественным характером, и развитым интеллектом; поэтому она сохраняет свою свободу, пользуется наилучшей государственной организацией и была бы способна властвовать над всеми, если бы только была объединена единым строем”.

Расовая или национальная исключительность – важная установочная позиция при геополитическом анализе международной обстановки. Ее зачатки содержатся в работах французского философа и дипломата Ж.А. де Гобино(1816–1882) и английского социолога Х.С. Чемберлена(1855–1927). Расовый и национальный состав населения “спорных территорий” тщательно учитывается правительствами при планировании внешней, а иногда и внутренней политики.

К. Хаусхофер до прихода нацистов к власти не только воздерживался от поощрения концепции расового превосходства немцев, но и в первом номере основанного им журнала даже высмеивал ее.

Однако концепции “жизненного пространства” и “естественных границ” Германии основаны на постулате о расовом превосходстве немцев, и вскоре после прихода нацистов к власти на страницах “Журнала геополитики” начали появляться статьи, в которых обосновывались понятия “кровь и почва”, “кровь сильнее паспорта” и др.

Один из последователей К. Хаусхофера писал: “Судьба завещала германскому народу роль посредника между Востоком и Западом, Югом и Севером. Она присвоила ему право на пространство, которое проходит через всю историю”.

Другой его последователь считал, что на нацистскую Германию возложена миссия культурного воздействия на народы Востока, так как она якобы является “самой культурной и передовой страной[5] .

|

Американская геополитика периода первых послевоенных лет, обосновывая «вечность» войны, экспансии и агрессии, требовала установления американского мирового господства, ссылаясь при этом тоже на мифические особые свойства и цивилизаторскую миссию англосаксов вообще и американцев в особенности.

Пытаясь обосновать мнимое превосходство американцев над другими народами, они ссылались на «уникальные» природные условия и географическую среду США, якобы способствующие превращению американцев в избранную расу господ.

Весьма характерна в качестве примера переплетения расизма с геополитикой книга известного американского социолога и географа Самуеля Хантингтона «Главные движущие силы цивилизации», вышедшая после второй мировой войны и много раз переиздававшаяся с тех пор.

Задача Хантингтона обосновать «цивилизаторскую миссию» англосаксов вообще и американцев в особенности. Для этой цели он использует физическую географию, а также различные социал-дарвинистские теории.

Обосновывая мысль о «естественной руководящей роли» США во всем мире, Хантингтон утверждал что США обладает наиболее активизирующим климатом в мире. Это, по Хантингтону, способствует не только хорошим урожаям хлопка , но и оказывает свое благотворное действие на разведение породы американских «сверхчеловеков».

В спекуляциях о «сравнительной жизнеспособности наций» США и Англия рассматривались как наиболее жизнеспособные нации мира. Из этого следует «обосновывание» мифической «особой жизнеспособности», «доказывая» расовое превосходство американцев над другими народами.

На страницах своего журнала Хантингтон провозглашал американцев биологически высшей расой.

С поразительным циницизмом Хантингтон оправдывал одну из самых мрачных страниц истории США —геноцид индейцев. Варварское уничтожение индейских племен в США, по своим масштабам и главное результатам далеко преводшедшее политику геноцида нацистской Германии, Хантингтон оправдывал и одобрял, рассуждая о «естественном» вытеснении «неполноценных» индейцев «энергичными» англосаксами.

Теория «Американского века» —сходная в концептуальном отношении с «Третьим Рейхом» Гитлера, во многим покоилась на этих рассистских бредовых теориях.

Эта теория, также как и американский универсализм, отождествляющий национальные интересы США с интересами всего человечества, в многих отношениях покоились на постулате, что только Америка является полноценной нацией, призванной вершать судьбами всего мира.

Под флагом пропаганды якобы «общечеловеческих» идеалов американского универсализма и космополитизма, являющимися оборотной стороной американского расизма, еще с самого конца второй мировой войны США начала яростную идеологическую борьбу против принципа государственного суверенитета и сущности национальных культур.

В сфере идеологической войны это нашло выражение в пропаганде и насаждению «американского образа жизни» который призван заменить ценности национальных культур, якобы уже не соответствующими требованиям послевоенного мира, требованиям «Американского века».

Как один выдающийся политический деятель Советского Союза заметил уже в конце 40-ых годах:

«Немецкая расовая теория привела Гитлера к выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Американские расовые теории привела к выводу что Америка как единственно полноценная нация, должна господствовать над всем миром»[6].

Заключение:

Сегодня Россия стоит на историческом перепутье.

Это связано с революционными переменами, произошедшими в начале прошлого десятилетия: распадом СССР, имевшим тяжелые геополитические последствия для РФ, выбором принципиально иного вектора политического и социально-экономического развития.

Вместе с тем, коренную трансформацию претерпел и облик мирового сообщества: с окончанием жесткого противоборства Запада и Востока завершил свое существование биполярный миропорядок, сложившийся после второй мировой войны.

В свои права вступил новый, многополярный мир, в котором России предстоит найти свое место.

Использованная литература:

1. Нартов Н.А. Геополитика М.:Юнит-Дана:Единство 2007г

2.Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.: ACT, 2000.

3.Руткевич М.Н. Общество как система. СПб.: Алтейя, 2001.

4.Аргументы и факты. 2006. № 14.

5.Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000

6.Николай Корнеевич фон Крейтор,статья публиковалась в журнале» Молодая гвардия»,материал из свободной энциклопедии» Википедия».


[1] Нартов Н.А. Геополитика М.:Юнит-Дана:Единство 2007г.

[2] Зиновьев А. Глобальное сверхобщество и Россия. М.: ACT, 2000.

[3] Руткевич М.Н. Общество как система. СПб.: Алтейя, 2001.

[4] Аргументы и факты. 2006. № 14.

[5] Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.

[6]Николай Корнеевич фон Крейтор,статья публиковалась в журнале» Молодая гвардия»,материал из свободной энциклопедии» Википедия».