Смекни!
smekni.com

Анархизм анархо-синдикализм (стр. 2 из 2)

Прудон утверждал, что политическая свобода невозможна без экономического обеспечения и децентрализации управления. "То, что называют в политике властью, - писал он, - аналогично и равноценно тому, что в политической экономике называется собственностью, эти две идеи равны друг другу и тождественно, нападать на одну - значит нападать на другую, одна непонятно без другой…" Исходя из этого, Прудон сопоставлял экономическое обеспечение с политической федерацией. Прудон основывался на принципе равновесия, отстаивая как принципы равновесия, так и права личности, так и интересы собственности.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения XIX-го. "Именно Бакунин, будучи одарённым философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - идею бунта, бескомпромиссной борьбы за полное освобождение личности и общества". Бакунин был истинным интернационалистом в своей деятельности, что должно быть в каждом анархисте.

В своих теоретических трудах Бакунин подчёркивал роль государства как разрывающего солидарность людей элемента. "Оно [государство] разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных", - писал русский анархист. Государство, по Бакунину, является не чем иным, как "официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей ... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и ужасного ребенка – народа". Поскольку всякая власть стремится себя увековечить, "ребенок" никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека. "Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему всё остальное. Но остальное – это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, – это сама сущность моей свободы, это всё... Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен". Бакунин безжалостно критиковал государственный социализм(прежде всего марксизм), доказывал, что на смену привилегированным классам капитализма придёт "красная бюрократия", так как власть и эксплуатация неразрывно связаны друг с другом и невозможно уничтожить второе, не уничтожив первого. В оценке марксистов Бакунин близко сходился с Прудоном. Он радикализовал мелкобуржуазный анархизм французского философа.

В общем, можно закончить рассказ о теории анархизма к началу XX-го века на Бакунине, как последнем действительно крупном теоретике анархизма в XIX-ом веке.

Анархо-синдикализм

Анархо-синдикализм стал единственным мощным течением анархистского толка, сохранившим свое влияние в ХХ в. Его ведущим идеологом являлся Ж. Сорель, который опирался на идеи Прудона и Бакунина.

Анархо-синдикализм признаёт только низовую, неиерархическую, самоорганизацию трудящихся и потому отвергает участие в органах власти, а также политические партии и иерархические профсоюзы.

Цели анархо-синдикалистов:

1. Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня

2. Организация труда посредством создания ассоциаций производителей

3. Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое

4. Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях

Рабочие-анархисты организуются в профсоюзы и общества рабочего сопротивления — межпрофессиональные или по отдельным профессиям, а также территориальные объединения. В таких организациях не должно быть каких либо вождей, а также «освобождённых», оплачиваемых функционеров.

    Свободное объединение людей в коммуны и их федерации вплоть до всемирного уровня — действуя по принципу горизонтальной самоорганизации люди сами, без чьей бы то ни было указки смогут организовать жизнь так, как они того действительно захотят, и учитывая мнение по возможности каждого отдельного человека, а не узкой группы лиц, как это происходит в государстве или капиталистическом предприятии (фирме), бюрократов, а все решения должны приниматься общими собраниями трудящихся.
    Организация труда посредством создания ассоциаций производителей — исходным пунктом является понятие о том, что такое современное положение вещей, когда руководство предприятий распоряжается результатами труда непосредственных производителей является несправедливой, и, по сути, является грабежом трудящихся. Подразумевается, что в обществе либертарного коммунизма производственный процесс будет организовываться и контролироваться непосредственно самими трудящимися, производителями, всем производственным коллективом в целом, а, так как все они являются жителями какой-то области, федерации, коммуны то и участвовать в непосредственном распоряжении плодами труда должны будут все жители.
    Ликвидация частной собственности и государства — капитализма и иерархии, принуждения, будь то экономическое, или внеэкономическое — частная собственность возникла, когда общество стало расслаиваться на угнетённых и угнетателей, и чем больше увеличивался между ними разрыв, тем больше укоренялся институт частной собственности, который способствовал все большему разрыву межличностных отношений, приводя к тому, что человек действительно становился человеку волком. Таким образом ликвидируя данный институт, анархо-синдикалисты добиваются торжества принципа солидарности и ликвидации самого существования классового общества, когда одни люди (власть, правители, буржуазия) заставляют основную массу населения (трудящихся, наемных работников) жить по навязываемым им предписаниям, которые не учитывают мнения большинства, и не способствуют их полноценной самореализации.

Соответственно и государство рассматривается именно как орган насилия и принуждения, в действительности необходимый лишь узкой группе лиц, стремящихся сохранить своё господство. Уничтожив государство, капиталистические отношения, искоренив в обществе иерархию, а также экономическое и внеэкономическое принуждение анархо-синдикалисты стремятся к созданию общества, живущего в гармонии между всеми его членами, которые сами, коллективно распоряжаются своей судьбой.

    Свободное развитие каждой личности во всех её проявлениях — даже во время расцвета социального государства люди так и не получили возможности для полноценного самосовершенствования, саморазвития, так как их возможности всегда ограничивались теми пределами, которые устанавливала государственная власть, и что им позволяли экономические возможности (тем более что капитализм подразумевает под собой, что какая-то часть людей всегда будет находиться на социальном дне, лишённая доступа к большинству, если ни ко всем общественным, социальным благам).

Это положение анархо-синдикалисты стремятся исправить, предоставив возможность каждому члену общества возможность для максимально возможного самосовершенствования и развития, которое будет ограничено только ресурсами, возможностями общества.

Заключение

Анархизм и в наши дни не перестал существовать, оно весьма разнообразно и включает множество течений. Во всем мире существуют анархистские издания, библиотеки, центры. В России самая крупная организация- «Автономное действие».

В своей работе я рассказала о теоретиках-анархистах, показала предпосылки появления анархических движений в XX веке и рассказала о анархизме-синдикализме, о его цели и сути.

На эту тему можно писать диссертации и устроить огромное количество дискуссий, но в виду ограниченного объема я раскрыла на столько, сколько возможно. Все поставленные мною задачи выполены.

Список использованных источников и литературы

1. Дамье В. В. Из истории анархо-синдикализма (Опубликовано: Дамье В. В. Анархо-синдикализм в XX веке. — М.: ИВИ РАН, 2001).

2. Кропоткин П. А. Нравственные начала анархизма // Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения. — М.: Издательство Эксмо, 2004. С. 792—841

3. Прудон П. Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти // Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. — М.: Республика, 1998. С. 6-202

4. Рублёв Д. И. Идеи Михаила Бакунина и генезис идей синдикализма в России начала XX века // Михаил Александрович Бакунин. Личность и творчество (к 190-летию со дня рождения). Выпуск III. — М.: Комиссия по увековечиванию творческого наследия П. А. Кропоткина при Институте экономики РАН, 2005. С. 140—159; Jameson, J. F. The American Historical Review (American Historical Association, 1895), P. 731.