Первоначальным модусом, посредством которого социокультурные нормы обеспечивают свое доминирование, были связаны непосредственно с прямым принуждением и реализуются в мифологизированном отражении реальности. Как и в случае внутренней речи размытость границ между индивидуальным «Я» и внешним миром служит механизмом посредством которого социализация проникает становится фактором, формирующим личностные особенности поведения человека в онтогенезе. Психофизиологической основой этого также являются такие функциональные особенности центральной нервной системы человека и его предков, которые внутри чисто биологического эволюционного ландшафта являлись бы безусловно инадаптивными, устраняемыми из популяции в течении нескольких поколений.
Особенность стабильной эволюционной стратегии гоминид[11] заключается, как мы видим, в трансформации биологической дезадаптации в социокультурную адаптацию, повышающую шансы своих носителей на выживание. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось в отношении функциональной организации высшей нервной деятельности, ставших необходимым фактором социализации и формирования культуры. Современные исследования полагают, что особенностями психической деятельности, которые сделали возможным переход к новой эволюционной стратегии у наших предков стали
· повышенный уровень направленной вовне поведенческой возбудимости (экстраверсия);
· повышенная эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности (невротизм);
· усиленная способность к образованию случайных ассоциатиативных связей (психотизм).
Все эти признаки имеют четко выявляемую полигенную наследственную компоненту, в силу чего приводят к выраженной потере устойчивости высшей нервной деятельности, предрасположенности к психическим болезням. С другой стороны они же служат базой творческого потенциала человека, его способности преобразовывать мир [Палмер, Палмер, 2003, гл.8].
Изобретение каменного топора уже поставило человека под угрозу самоистребления. Ответ на эволюционный вызов (один из самых древних морально-этических принципов – «Не убий!») был найден на путях социокультурной, а не биологической адаптации. В соответствии с предположениями некоторых антропологов генетико-эволюционной предпосылкой этой социокультурной адаптации явился безусловно инадаптивный с точки зрения естественноно отбора признак некрофобия [Назаретян, 2003, 2005], боязнь мертвецов. Именно она стала основой, на которой сформировался как запрет на убийство себе подобных так и забота о стариках, появившаяся в человеческом обществе на ранних этапах его эволюции. В функциональном отношении эта норма поведения обеспечила в отсутствие письменности процесс хранения и воспролизведения сооциокультурной и технологиченской информации (сохранение социокультурного кода). Некрофобия является иррациональной, поскольку не связана с прямой физической опасностью, которую только и замечает естественный отбор в его биологической ипостаси. В социокультурном эволюционном ландшафте возникшие на ее основе нормы морали оказались рационально оправданны, поскольку обеспечивают существование человечества. (Можно было бы сказать – препятствуют возвращению человека «в состояние изначальной дикости», но «одичание» в таком контексте равнозначно самоистреблению).
Следующей стадией генно-культурной коадаптации стала трансформация основанного на страхе перед внешними обстоятельствами жизни индивидуума поведенческого модуса во внутренний онтогенетический фактор формирования личности. Отражением этого стало появление смысловых конструктов вина, грех с одной стороны и стыд, совесть – с другой. В психике человека эти элементы стали играть роль внутренних контролеров подсознательных влечений, противорекчащих потребностям социальной жизни. Биовласть приняла в результате более опосредованнуюи и, если можно так выразиться, гуманную форму. Генезис религии, т.е. возникновение в сознании эмоционального образа, а впоследствии и вербально-логического конструкта всеведущего Бога, оценивающего мотивы и следствия поступков каждого индивида, оказывается вполне рациональным с точки зрения законов и механизмов социокультурной эволюции [Соловьев, 2005, Norenzayan, Shariff, 2008, Boyer, 2008]. Концепт Бога способствует интериоризации механизмов социального контроля индивидуального поведения и становится важнейшим фактором, обеспечивающим координацию и кооперацию поведения и деятельности членов больших социальных групп. Иными словами религия, по крайней мере, на ранних стадиях антро- и социогенеза оказалась культурной адаптацией существенно (на несколько порядков) увеличивший эффективный размер социальных групп надродового и надплеменного уровня (государство). Религия, мораль, искусство в рамках такой концепции рассматриваются как социокультурные адаптации, функция которых состоит в предотвращении деструктивных взаимодействий технологических инноваций и биологических адаптаций в антропогенезе[12].
(В то же время эмоции гордости и стыда оказываются общими для всех типов культур, также как их внешние проявления. Время их формирования в онтогенезе имеет четкие возрастные границы - 2-3 года. Центры формирования этих эмоций имеют определенную пространственную локализацию в головном мозге – так называемую орбитофронтальную кору. Ее физическое повреждение лишает человека способности испытывать эти эмоции. И, наконец, уровень проявления стыда тем ниже, чем выше уровень некоторых гормонов (тестостерон) и нейротрансмиттеров (серотонин) [Палмер, Палмер, 2003, гл.4].
Одно из предложенных объяснений этим закономерностям заключается в том, что психологическим конструктам стыд, достоинство, грех соответствует множество эмоциональных стереотипов, имеющих сходные и/или совпадающие поведенческие проявления [Weisfeld, 1999]. Эти эмоционально-поведенческие модусы возникли в ходе биологической эволюции как специфические адаптации, обеспечивающие устойчивость отношений доминирования и подчинения в сообществе приматов. Усложнение социальной структуры общества привело к тому, что на их основе сформировались многочисленные культурные стереотипы ситуативного общения и социальной интеграции. Произошла, если можно так выразиться, эволюция со сменой биологической функции на социокультурную. Содержание психологических процессов изменилось, а их эмоционально поведенческие проявления остались прежними.)
Понятие коэволюция в предельно широком значении этого термина («биологического» по происхождению и «универсального по воплощению» [Родин, 1991, с. 244]) является базисным в системе современного мышления. Как мы видим, в ходе антропоенеза сформировался сложный многокомпонентный процесс взаимозависимых изменений во времени элементов биологической и социально-культурной природы (коэволюции):
1. биологическая коэволюция структурных элементов экосистем, в совокупности образующих биосферу;
2. генно-культурная коэволюция, обеспечивающая согласованность биологической и социокультурной подсистем;
3. коэволюция отдельных элементов социума, предопределяющая их объединение в единую социосферу;
4. технокультурная коэволюция, благодаря которой конструктивные с точки зрения выживания и расширения сферы влияния человечества позитивные аспекты технологических инноваций превалируют над деструтивными;
5. технологическая коэволюция – сопряженное развитие различных, но взаимозависимых технологий.
Таким образом глобальное течение генно-социо-технологической эволюции осложняется выделением внутри нее отдельных взаимозависымых, подсистем, в которых преобладают либо горизонтальные (между однородными элементами одного уровня сложности)либо вертикальные (межуровневые) взаимодействия. К первому типу относятся коэволюционые процессы 1, 3 и 5, ко второму – 2 и 4. Таким образом течение дальнейшего хода коэволюционных изменений оказывается, если можно так выразиться, не просто нелинейным, а нелинейным «в квадрате». Эту проблему мы обсудим позднее. Отметим сейчас, что именно межуровневые системные эффекты (генно-культурные и техно-культурные) обеспечивают стабильность неравновесных систем с участием человека.
Одна из эмпирически диагностируемых закономерностей этого процесса проявляется как тенденция возрастания автономии биологической и социальной составляющих, при определяющем значении последней. Однако, многомерное пространство векторов технологических инноваций детерминируется не только логикой собственно технологического прогресса. Вторым системообразующим фактором здесь выступает система ценностных приоритетов человека, которые предопределяют социальную востребованность и условия актуализации конкретных технологий. В силу этого обстоятельства социокультурогенез, несмотря на значительно более низкую скорость эволюционных изменений сравнительно с техногенезом потенциально способен регулировать темпы и направление последнего.
Силу такого влияния нельзя считать абсолютной. В системе ПРИРОДА–НАУКА–СОЦИУМ сложился контур положительной обратной связи, служащий основой как перманентно-прогрессирующего накопления научных знаний, так и аналогичной экспансией техногенной цивилизации «в пространстве и времени». Собственно говоря, вращение этого цикла и составляет содержание понятия «научно-технический прогресс» – неограниченное возрастание масштабов и глубины целенаправленного познания и преобразования природы, расширения сферы контролируемого человечеством Бытия (Второй Природы – Культуры) и соответственно, сокращения свободной от его вмешательства «Первой» Природы (естественной среды обитания, собственно Природы).