Смекни!
smekni.com

Чешко В.Ф. - High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) (стр. 49 из 77)

3. Психоаналитические (психокоррекционные) технологии —воздействие на подсознание отдельного индивида или их группы, в том числе, в состоянии гипноза или глубокого сна.

4. Нейро-лингвистическое программирование – мотивацию людей путем введения в их сознание вербальных (словесных) и невербальные лингвистических программ, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления Эффект достигается с помощью двух основных приемов: заимствование поз, жестов, характерных движений, интонаций и диалектических и сленговых особенностей речи (a), и синхронизация соматических ритмов с конкретными личностями, избранными в качестве стандарта по тому или иному критерию (b). Основой этой технологии служит существование взаимосвязи между всеми этими показателями психологической активности субъекта и сенсорными процессами, отвечающими за прием и переработку поступающей в его мозг информации.

5. Психотронные технологии – воздействие на психику, осуществляемое путем передачи и неосознаваемого восприятия определенной информации.

6. Нейрофармакология (психотропные технологии)— это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов и физиологически активных веществ, непосредственно участвующих в нейро-психических процессах.

Указанные технологические схемы, втом случае, когда их объектом их применения оказываются социальные общности, становятся неотъемлемым элементом системы политической организации западного общества и действенным инструментом внутренней и внешней политики. Объективным образом именно технологии управления социокультурным кодом обеспечивают, в конечном счете, устранение цивилизационного и культурного полиморфизма, т.е. унификацию глобализационных процессов на основе единой модели организации политической системы, культуры и социальной жизни.

Относительно генетической инженерии и психосоматического программирования то же самое сказать нельзя, хотя такая возможность и присутствует среди потенциальных траекторий будущей истории человечества. Условием ее актуализации является благоприятное значение технокультурного баланса. Иными словами – ассоциация всех трех форм Hi-Hume технологий в единый комплекс при ведущем значении социально-политических технологий.

Такое развитие событий выглядит ныне достаточно вероятным. Возникновение High Hume технологий обусловленно, прежде всего, внутренними производственно-экономическими потребностями научно технологического прогресса. Происходит технологически детерминированная и переформированная адаптация психосоматической организации и поведенческих модусов разработчиков, производителей и потребителей к «интересам» генерации, репликации и распространения новых технологий. Социокультурогенез становится средством обеспечения пролиферации новых технологических усовершенствований [Жукова, 2007].

Результаты социальной верификации HI-HUME технологий и, прежде всего, технологий модификации социокультурного кода в странах третьего мира, Евросоюзе и на постсоветском геополитическом пространстве, почти исключительно определяются своеобразным «культурным иммунитетом», т.е. высоким рейтингом собственной культурной самоидентичности в системе социальных приоритетов. Об этом свидетельствуют спектр гуманитарно-экспертных оценок возможности их социальной интеграции: от принципиальной допустимости (с условием создания действенной системы граждаского контроля) и неизбежности (Аронсон, Бейтсон и др., США) до отнесения их исключительно к концептуальному полю «средства психологической войны», не могущие рассматриваться как совместимые с концепцией прав человека в нормальных условиях (Крысько, Кара-М,урза и др., Россия). Очевидно, и в дальнейшем вектор развития биополитической ситуации будет дрейфовать сообразно изменениям идеологического и геополитического баланса различных моделей глобазационных процессов.

Красивая метафора Николая Вавилова – одного из прозвестников новой эпохи – на наших глазах превращается из научного прогноза в реалии глобализирующегося мира. Этот переход коренным образом изменяет не только идеологические, философские и мифологические стереотипы и догмы, радикальным трансформациям подлежит сам способ бытия человечества, его стратегия выживания. От принимаемых отдельными странами и международными организациями биополитических решений в ближайшее время станет зависимым эволюционное будущее человека и биосферы. Именно поэтому во введении в это исследование современные технологии реализации биовласти названы технологиями управляемой эволюции.

Информационное общество и технологии управляемой эволюции

«Ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен стремиться изменить ее ко благу людей. Мы вправе составить себе идеал человеческой природы, к которому человеку следовало бы стремиться»

Илья Мечников, 1907 год

Нынешнюю фазу эволюции техногенной (технологической, Западной) цивилизации – результат длившейся весь ХХ век научно-технической революции – принято называть не только «обществом риска» (У.Бек, М.Дуглас и А.Вилдавски), но и «информационным обществом» [Белл, 1999] (Ю.Хаяши, Д.Белл). Эти названия фиксируют три основных и взаимосвязанных признака ситуации, которая определяет образ жизни и перспективы будущей истории человечества, по крайней мере, – на ближайшие десятилетия:

· информационный характер современных “высоких” технологий;

· усложнение среды обитания человека разумного, где нарастают кризисные явления и возникают новые источники опасности для его существования, благополучия и здоровья;

· качественные трансформации природы социального риска, обусловленного развитием науки и технологии, который теперь способен поставить под вопрос само существование или же сохранение идентичности человеческой цивилизации (экзистенциальный риск [Bostrom, 2002]).

Начнем с так называемой информационной революции (на рубеже 1980-1990 гг.). Обыденное понимание информации делает ее синонимом знаний, сведений известий. Но со времени публикаций пионерских работ Клода Шеннона конца 1940-х гг. утверждается другое понимание, которое, делает информацию фундаментальной категорией описания реальности – наряду с материей и энергией. Информацией обозначают свойство объектов, состоящее в том, что изменения структуры одного объекта (источника информации) порождают соответствующие изменения структуры другого объекта (приемника), причем характер таких изменений не зависит непосредственно от природы материальной связи между объектами.

Если воспользоваться приведенным выше определением, к информационным технологиям следует отнести любые способы реконструкции объектов реальности, основанные на изменении содержащейся в них информации. Итак, информационные технологии помимо собственно программного компьютерного обеспечения, включают в себя генетическую инженерию и биоинформатику, психосоматическое программирование и прочие способы управления сознанием и т.д. и т.п.

Объектами информационных технологий являются так называемые сложные неравновесные самовоспроизводящиеся системы. Такие системы, к которым относятся живые организмы, общество, культура, ментальность, а теперь и технические системы, несут информационную програму собственного «расширеннного воспроизводства». Такую самокопирующуся (реплицирующуюся) программу в эволюционной теории в последнее время называют репликатором. Иными словами, закодированная в репликаторах информация не безразлична с точки зрения их стабильности и способности к самовоспроизводству. Адаптивная информация существенным образом увеличивает шансы ее носителей на выживание и распространение в сравнении с «конкурентами». Таким путем в анализ поведения открытвх самовоспроизводящихся систем с необходимостью оказывается вовлеченной категория естественного отбора – запоминание и размножение случайно возникшей комбинации символов, оказавшейся удачной в рамках некоей системы критериев.

Очевидно, функция отбора в эволюции заключается в создании адекватных (т.е. взаимно-рефлексивных) отношений между заключенной в эволюционирующей системе самовоспроизводящейся информацией, и параметрами внешней среды. С такой точки зрения эволюция (точнее коэволюция) может рассматриваться как рефлексия эволюционирующей системой условий среды обитания. В частности, это означает, что в генах любого живого организма закодирована информация, воспроизводящая природные условия, в которых жили его предки. Равным образом особенности духовной и материальной культуры любой социальной общности есть источник информации о ее истории – природной среде, социокультурном и геополитическом окружении, природных и социальных потрясениях и т.д. и т.п. К этой эвристически продуктивной аналогии мы вернемся несколько ниже.

Материальные носители, способы записи (код), воспроизводства и реализации информации могут быть различными. В живых организмах носителем информации выступают молекулы нуклеиновых кислот (генетический код). В процессе эволюции человека жизненно важная информация стала кодироваться с помощью языка и передаваться от поколения к поколению путем воспитания и обучения (когнитивный и социокультурный коды[30]). Позднее появляются технологии письменности, книгопечатания, компьютерного программирования и.п. Таким образом, эволюция живых организмов и эволюция культуры имеют нечто общее. И в том, и в другом случае эволюция – есть процесс изменения информации, обеспечивающей собственное воспроизводство и воспроизводство материальных носителей информации. Если в распоряжении людей появилась новая информация, которая существенно повышает их шансы на выживание и продолжение рода, то, используя ее, они могут иметь более многочисленное потомство, которому и передадут свое знание. Распространение информации в этом случае не ограничено биологическим размножением, что и объясняет на порядок более высокие темпы культурной эволюции. «Культурная эволюция – процесс гораздо более быстрый, чем биологическая эволюция. Один из ее аспектов – глубоко заложенная в человеке (и странным образом – ламаркистская) способность к культурной эволюции путем передачи от одного поколения к другому накопленной информации, в том числе моральных (и аморальных!) критериев оценок» – писал известный американский эволюционист Эрнст Майр.