По второму сценарию человечество в целях сохранения собственной биосоциальной идентичности и предотвращения необратимого разрыва в эволюции разумной жизни на Земле накладывает жесткое морально-правовое табу на любые модификации собственной генетической конституции.
Одним из главных претендентов на роль инициирующего процесс разрушения социокультурного и социо-политического гомеостаза, развивающегося по схеме цугцванга, выступают генные технологии и фундаментальная генетика. Это справедливо как для публикаций в средствах массовой информации, так и для высказываний экспертов и государственных деятелей Запада. (См. напр.: [Thompson, Harrub, 2001]). Излагаемая в этой статье негативистская и крайне алармистская точка зрения на проблему клонирования в целом дает адекватное представление об отношении христианских конфессий к перспективам прикладного использования методики клонирования человека в любых, в том числе, терапевтических целях).
Алгоритм заранее преформированных «шагов» коэволюции науки, технологии и социума можно реконструировать следующим образом (табл. 1). В соответствии с этим сценарием процесс разрушения человеческой цивилизации инициируется внедрением генетических технологий в клиническую практику, которое постепенно, шаг а шагом ведет к эрозии этического и культурного фундамента современной цивилизации и завершается утратой человечеством собственной генетической идентичности, распадом на несколько самостоятельно эволюционирующих видов.
Но, вопреки авторам, рисующим эти алармистстские картины [Thompson, Harrub, 2001], она оказывается лишь одним из вариантов будущей эволюции Разума. Френсиса Фукуяма по этому поводу пишет с изрядной долей язвительности: «Очень мало есть сегодня вещей во внутренней политике наших богатых и довольных собою либеральных демократий, которые могут настолько вывести из себя народ, но угроза возникновения генетического неравенства способна поднять людей с дивана и бросить на улицы» [Фукуяма, 2004, с. 212]. И тогда, по его мнению, более вероятными становятся два других сценария:
· либо социокультурный блок научно-технологического прогресса в области генетической инженерии (американскому философу это кажется «наиболее разумным», с чем мы согласиться не можем);
· либо создание социально-экономической системы, делающей генетическое «усовершенствование» доступным для всех, независимо от уровня доходов и социально-политического статуса. По его мнению, в этом случае социобиологическая целостность человечества сохранится, однако сам человек вступит на путь прогрессирующего целенаправленного вмешательства в содержание собственной генетической информации. С нашей точки зрения – это только продлит ситуацию неустойчивого равновесия. Причиной тому – культурно-психологическая и социальная неоднородность человечества, существование субкультурных архетипов, получающих шанс обеспечить \эволюционную стабильность за счет создания генетической программы воспроизводства собственных носителей.
Таблица 1.
Экстремальный сценарий развития социальных последствий развития генных технологий.
1. |
Генодиагностика
.
2.
Генотерапия
3.
Репродуктивные технологии.
4.
Организмы с модифицированным геномом.
1.1. Выявление причинной или коррелятивной связи между конкретными признаками (не обязательно – патологическими) и наличием определенных нуклеотидных последовательностей в геноме их носителей. Их широкое практическое использование позволяет выявить членов разнообразных групп риска и, наоборот, – членов социальных, профес-сиональных и прочих элит.
1.2.Генотерапия соматических клеток позволит исправлять дефекты генома, обуславливающие или существенно повышающие риск развития различных патологий. Прямого вмешательства в состав генофонда человека еще не происходит, однако величина генетического груза будет постепенно возрастать, из-за ослабления давления отбора. Отсюда создается благоприятная социальная среда для распростра- нения
1.3.Пересмотр ригористической политики в отношении абортов создает благоприятную социальную среду для более быстрого прогресса в области эмбриологии человека и репродуктивных технологий
1.4.Генетическая инженерия сделало возможным резкое ускорение селекционного процесса в отношении хозяйственно важных признаков.
2.2.Генотерапии половых клеток, позволяющей устранить из генофонда генетические детерминанты наследственных патологий.
2.3. Разработка методов оплодотворения in vitro создает предпосылки для получения большого количества человеческих эмбрионов и диагностики созданию методик клонирования, получения эмбриональных стволовых клеток и предимпланта-ционной диагностики в терапевти-ческих и генотерапевти-ческих целях.
2.4.На следующем этапе стало возможным создание организмов с несуществующем в природе набором наследственных признаков.
3.1.Ограничению действия принципа равных стартовых возможностей – одного из базисных положений доктрины прав человека.
3.2.Все большее число лиц будет прибегать к гено-диагностике и генотерапии для обеспечения им самим или их детям лучшие шансы в достижении более высокого социального статуса (интеллект, физическая выносливость, быстрота реакции, сексапильность и т.л. и т.п.)
3.3 Возникает проблема «ребенок (эмбрион) на запчасти» – оплодотворение, инициация развития человеческого эмбриона и рождения ребенка в целях лечения третьих лиц.
3.4.Как следствие ожидается разрушение гомеостатических экосистем биосферы и необходимость их замены искусственно регулируемой технобиосферы, а также снижение уровня биологической адаптации человечества (увеличение числа аллергических заболеваний и т.п.).
4. Евгеника и генетическая дивергенция.
5.1.Высокая стоимость генно-технологических манипуляций по улучшению генома приведет к расслоению генофонда человечества на несколько коррелятов с уровнем дохода
5.2.Одновременно будет расти количество людей, прибегающих к генотерапии в целях увеличения шансов вхождения в профессиональную или социальную элиту.
6. На завершающей стадии происходит утрата человечеством собственной генетической идентичности и его прогрессирующая дивергенция на несколько самостоятельно эволюционирующих видов.