Смекни!
smekni.com

Чешко В.Ф. - High Hume (Биовласть и биополитика в обществе риска) (стр. 59 из 77)

Начало активной политической кампании поддержки разработки и использования генных технологий применительно к человеку, как утверждается в цитируемом обзоре, датируется симпозиумом «Инженерия зародышевых клеток человека» (1998). Суть аргументов в пользу неограниченного использования методов клонирования и генной инженерии сводится к трем тезисам:

1. использование подобных технологий будет способствовать продвижению к обществу всеобщего благоденствия;

2. ограничения их свободного использования гражданами ведет к нарушению их фундаментальных прав и свобод, в частности, права на свободный «репродуктивный выбор» – возможность иметь здоровое и успешное в социальном плане потомство;

3. исследования в этой области необходимо продолжать, хотя бы для того, чтобы противостоять возможному нелегитимному их использованию в военных, террористических и прочих целях.

Эти аргументы, а, точнее – политические лозунги, равно, как их глашатаи, добились определенного успеха, прежде всего, среди специалистов [Caplan et al., 1999], в том числе, и в Международной Организации Здравоохранения[50].

Непримиримую (по крайней мере, сейчас) оппозицию репродуктивным и генным технологиям в американском обществе представляют[51] несколько общественных организаций охраны окружающей среды[52] и защиты животных[53]. Безусловными лидерами «движения сопротивления» выступают Джереми Рифкин (Jeremy Rifkin) и Стюарт Ньюмен (Stuart Newman), а также Совета за Ответственную Генетику. Им удалось вовлечь в противостояние Патентное ведомство США, представив заявку на патентованные способы получения эмбрионов и животных, содержащих человеческие клетки. Парадоксальной, но очевидной целью этой акции было блокирование с помощь патентного права всех практических разработок в этой области.

Однако, значительная часть (если большинство) экологов-профессионалов, не принадлежащих к политизированному алармистскому крылу экологического движения, относятся к генетическим технологиям более взвешенно, рассматривая их как центральный элемент новой системы отношений общества и биосферы. В основе этой стратегии – воссоздание утраченных элементов естественных биосистем и наряду с этим реконструкция существующих экосистем.

Мощным источником оппозиционных настроений и их проявлений в американском обществе – традиционные религиозные конфессии, большинство из которых заняло непримиримую позицию по этому вопросу. Религиозные лидеры чрезвычайно выразили оппозицию к воспроизводительному клонированию и наследственной генетической модификации. Религиозные лидеры, как правило, убеждены, что современная генетика и генетические технологии подрывают самые основы религии, побуждая человека брать на себя функции, которые являются исключительной прерогативой Господа Бога.

Еще в начале 1980х годов коалиция религиозных деятелей разных вероисповеданий обратилось к американским конгрессменам с письмом, содержащим призыв наложить запрет на разработку технологий создания генетически модифицированных организмов, прежде всего, человека, поскольку генетическая инженерия человека «представляет фундаментальную угрозу существованию человека, и, так как мы знаем это, мы должны противостоять этому с такой же храбростью и решимостью, с какими сейчас противостоим угрозе ядерного уничтожения»[54]. Эта принципиальная установка в общих чертах сохранилась и в начале XXI века.

Отношение движения защиты гражданских прав к генетическим технологиям, в особенности к генетическому тестированию особенно интересно с социологической точки зрения.

Понятие «права человека» является ядром менталитета современной цивилизации, универсальным критерием оценки новых социальных процессов и явлений, и одновременно, средством их корректировки. В современном мировом сообществе права человека обеспечиваются разветвленной и влиятельной системой организаций и учреждений, в том числе международного уровня, что позволяет использовать ее при разрешении социальных и политических конфликтов, связанных с HI-HUME технологиями.

Внутри движении защиты прав человека Западной Европы и Северной Америки, наряду с умеренными оппонентами, настаивающими на государственно-правовом контроле этой области научных исследований и практического их применения, возникла своеобразная идеология защиты «права на рождение» и «права на генетические недостатки», возражающие против применения генетических тестов для предотвращения рождения детей с наследственными патологиями. Эта доктрина изложена в «Заявлении о Биоэтике и Правах Человека»[55], опубликованном в ноябре 2000 г. Европейским отделением Международной организацией инвалидов (Disabled Peoples International, DPI).

С точки зрения этой доктрины, каждый человек (точнее, человеческий эмбрион), независимо от наличия в его геноме наследственной отягощенности имеет право появиться на свет. Поэтому аборт или предотвращение беременности по генетическим показаниям можно рассматривать как нарушение неотъемлемого права человека на жизнь. Второе фундаментальное нарушение гражданских прав – право на сохранение собственной индивидуальности, даже если проявления этой индивидуальности связано с болезнью, которую можно устранить с помощью новых технологий.

Теоретик этого движения Адриенна Эш (Adrienne Asch) объясняет эту позицию следующим образом: «Моя моральное неприятие дородовой диагностики и селективному аборту проистекает из убеждения, что жизнь с физическими недостатками имеет смысл, и веры, что справедливое общество должно ценить и обеспечивать жизни всех людей, независимо от конкретного результата их участия в естественной лотерее» (имеются в виду возникновение конкретной комбинации генов в результате слияния мужской и женской половых клеток) [Asch, Parens, 1999].

В социальные коллизии, связанные с генетикой и генными технологиями оказалось вовлеченным и коренное население Америки – индейцы, которое благодаря относительной немногочисленности и генетической однородности (благодаря высокой частоте эндогамных браков) оказались ценным объектом генетико-популяционных исследований. В ходе реализации проекта «Геном человека» были взяты сотни проб ДНК, зачастую без реального информированного согласия доноров. По мере развертывания в американском обществе дискуссий о социальных последствиях генных технологий, напряженность среди представителей коренного населения начала расти. Причина опасений – возможность использования образцов полученного от них генетического материала в коммерческих и дискриминационных целях. В силу этого значительная часть организаций коренного населения Америки принимает активное участие в противодействии неконтролируемому использованию HI-HUME технологий[56].

Наибольшую часть Западного, в том числе, американского общества составляют приверженцы идеи социального контроля использования генных технологий. В целом список проводимых политических и общественных акций достаточно внушительный. Число политических и общественных деятелей, экспертов, публицистов, так или иначе вовлеченных в эти события, непрерывно растет, также как перечень избирательных округов и организаций, которые воспринимают развитие генетических технологий как некий политический вызов, поставленный перед ними, ответить на который необходимо незамедлительно и энергично. Недооценивать социально политическое значение и влияние на настроения избирателей практические политики не могут. Таково положение на Западе.

Социальная структура современного гражданского общества по показателям поддержки или оппозиции к возможностям использования генных технологий в отношении к человеку достаточно сложна и многомерна. Результаты социологических опросов подтверждают этот теоретический вывод. Центр «Генетики и общество» собрал и проанализировал результаты свыше сорок главный опросов общественного мнения относительно новых генетических технологий и возможности их использования применительно к человеку, проведенных с1987 по май 2003 гг[57].

Жители США и Канады, как следует из этих данных, также как западноевропейцы в большинстве своем относятся отрицательно к возможности практического осуществления репродуктивного клонирования человека. Этот показатель относительно постоянен в пространстве (разница составляет не более 5 пунктов и достигает 85-90% респондентов).

Негативистское восприятие возможности клонирования человека в незначительной степени обусловлено сомнениями в ее медицинской безопасности. Гораздо больший вес имеют соображения морального или религиозного характера.

Однако к возможности лабораторных исследований в области клонирования эмбриональных клеток отношение гораздо более терпимое и в сильной степени зависит от формулировки вопроса, значительно ослабевая в случае акцента на возможности терапевтического использования стволовых клеток эмбрионального происхождения. Для иллюстрации влияния политической заангажированности исследователей можно привести результаты двух опросов общественного мнения (апрель 2002 г.), когда по данным консервативной политической организации под красноречивым названием «Остановим клонирование человека» 59% американских граждан отвергают клонирование человеческих эмбрионов для медицинских целей, а в соответствии с результатами опроса проведенного Коалиция содействия Медицинским Исследованиям, 68% тех же самых граждан поддерживают получение эмбриональных стволовых клеток человека для лечения болезней.