Техногенная цивилизация – тип общества (социума), основу жизнедеятельности и стабильной эволюционной стратегии (стратегии выживания) которого составляет непрерывно расширяющийся и углубляющийся процесс преобразования природы и общества создаваемыми на основе развития науки технологиями в соответствии со своими интересами и потребностями.
Технократический конструктивизм - концепция социального развития, главной установкой которой есть стремление к прогрессирующему перманентному наращиванию научно-технологической мощи социума, как основного фактора освобождения человека из-под власти законов биологического воспроизведения.
Технокультурная коэволюция (технокультурный баланс) - взаимодействие культуры и технологии, благодаря которому конструктивные с точки зрения выживания и расширения сферы влияния человечества позитивные аспекты технологических инноваций превалируют над деструктивными.
Технологическая (рационалистическая) адаптация - выживание человека в постоянно изменяющейся окружающей среде путем разработки способов целенаправленного преобразования природы, общества и самого человека.
Технологическая коэволюция – сопряженное развитие различных, но взаимозависимых технологий.
Технологический детерминизм – базисная установка техногенной цивилизации, согласно которой в уравнении социальной эволюции развитие науки и технологии есть независимые переменные, а развитие общества и экономики – производные от них.
Трансгеноз – перенос и интеграция генов и их структурных элементов в геном (набор генов, обеспечивающих нормальную жизнь и размножение) иного организма;
Трансгуманизм - концепция научно-технологического прогресса, согласно которой его стратегической целью становится преодоление зависимости человека от собственной биологической основы, становящейся тормозом дальнейшей прогрессивной эволюции Разумной жизни на Земле.
Транскрипт ¾ первичный продукт транскрипции, до прохождения сплайсинга.
Транскрипция генетическая ¾ синтез молекул РНК на соответствующих участках ДНК, первый этап реализации генетической информации.
Трансляция генетическая ¾ синтез полипептидных цепей белков на матрице РНК в соответствии с генетическим кодом.
Трансчеловек (transhuman) – одно из ключевых понятий-концептов трансгуманизма, «потенциальный шаг» на пути эволюции в постчеловека отличающийся от современных людей такими признаками «как улучшение тела имплантатами, бесполость, искусственное размножение и распределенную индивидуальность.
Фальсифицируемость - коренное отличие научных теорий от вненаучных способов описания и объяснения реальности, состоящее в принципиальной опровержимости научных теорий посредством сопоставления с опытными данными. В силу вероятностного характера научного знания достижение теорией статуса абсолютной истины, невозможно, поскольку всегда сохраняется возможность обнаружения нового экспериментального факта, необъяснимого в рамках теории (К.Поппер).
Фенотип ¾ совокупность признаков и свойств особи, формирующихся в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой.
Футурошок - состояния психологического или психофизиологического стресса, вызванное ускорением темпов научно-технического прогресса и социальных преобразований и их выходом за пределы социально-психологической адаптивной нормы для отдельных категорий населения.
Эволюционная сингулярность - радикальная смена ведущих механизмов эволюции, характеризующаяся совпадением двух атрибутов: структурно-функционального (интеграции ранее автономных элементов в единую систему, которая и становится теперь элементарной эволюционирующей системой – единицей отбора) и информационного (возникновения новых механизмов генерации, кодирования и репликации адаптивной информации).
Эволюция – процесс изменения информации, обеспечивающей собственное воспроизводство и воспроизводство материальных носителей информации.
Экзоны ¾ сегменты структурного гена, несущие информацию о первичной структуре молекулы белка или РНК.
Экспрессия в генетике ¾ фенотипическое проявление данного гена/генотипа.
Экстраверсия - повышенный уровень направленной вовне поведенческой возбудимости;
Эпигенетические правила – имеющиеся в психике человека врожденные ограничения, влияющие на особенности восприятия, познания окружающего мира, мышления, поведенческие реакции.
Эпистемологическая (познавательная) ситуация – социокультурные условия, в которых происходит исследовательская деятельность, ее мотивация и направленность.
Community genetics (социальная генетика) ¾ обособившаяся на границе социологии и генетики научная дисциплина, предметом исследования которой являются социальные проблемы, обусловленные развитием фундаментальной генетики и генетических технологий.
High Hume - высокие технологии, предметом которых является преобразование биосоциальной природы человека, т.е. трансформация его генетического, когнитивно-логического и социокультурного кодов.
High Tech (высокие технологии) - стадия развития технологических инноваций, на которой происходит радикальное изменение социокультурных и техноэкономических реалий, обусловленное потребностями новых технологических разработок. В своем развитии принципиально новая технология проходит три стадии развития: высокие технологии; обычные технологии, которые требуют для дальнейшего своего развития только количественных изменений социокультурной и техноэкономической среды, в которой происходит их развитие и использование; традиционные технологии, достигшие максимально возможной эффективности, в силу чего использование данной технологии становится фактором, тормозящим последующие изменения экономики, культуры и общества.
1. Автомонов В.С. Человек в зеркале экономической теории (Очерк истории западной экономической мысли)//М.: Наука, 1993. 176 с.
2. Алтухов Ю.П. Монолог о генетике // Человек. – 2003. № 6. – С.5-16.
3. Алфимова М.В., Голимбет В.Е., Наша судьба - в наших генах // Природа. 2003. № 6. С. 13-17;
4. Анатомия кризисов/ А.Д. Арманд, Д.И. Люри, В.В. Жерихин и др. - М.: Наука, 1999. - 238 с.
5. Антоновский А. Эволюция: системно-конструктивисткий подход // Луман Н. Эволюция. Пер. с нем./ А. Антоновский. М: Логос. 2005
6. Антологія біоетики / За ред. Ю.І.Кундієва. Львів: БаК,2003. 592 с.
7. Анчел Е. Этос и история. - М.: Мысль, 1988.
8. Апанасенко Г.Л. Биоэтика в политике государства // Другий Національний Конгрес з біоетики з міжнародною участтю. Київ, 2004. С. 252-253.
9. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М.: ИФРАН, 1995. - 353 с.
10.Аристотель. Сочинения. - В 4-х т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 435.
11.Арнольд В.И. Теория катастроф. Изд. 3е, доп. М.: Наука, 1990. 128 с.
12.Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
13.Бард А., Зодерквист Я. Новая правящая элита и жизнеспособность капитализма. СПб.: Стокгольмская школа геополитики. 2004. 252 с.
14.Бейсенова Г.А. Мишель Фуко: Образование – знание – власть // Социально-гуманитарное знание.–2004.–№ 3.
15.Бек У. Общество риска. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 284 с.
16.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. М.: Academia, 1999. С. 29.
17.Белов В.С. Ценностное измерение науки, М.: Идея-Пресс, 2001.
18.Берроуз У. С. Электронная революция / Пер. с англ. М.Немцов // www.koob.ruБестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России, 2002.
19.Биофилософия. - М.: ИФРАН, 1997. -264 с.
20.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело-ДТД, 1994.
21.Блюм Я.Б. Этический вызов биотехнологии растений для Украины: моральные императивы // Перший національний конгресс з біоетики, 17-20 вересня 2001 р. - Тези доп.-Київ, 2001- С.58-60.
22.Богданов Н.Н. Типология индивидуальности. М.: Ин-т обще-гуманитар. исслед., 2004. 384 с.
23.Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000. С.61-62.
24.Болдачев А. К парадигме глобального эволюционизма. http://globevolution.narod.ru.
25.Болдачев А. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы. Спб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 256 с.
26.Бородай Ю.М. От природно биологической к социальной и исторической детерминации поведения человека // Биология в познании человека. М.: Наука, 1989. – С. 96.
27.Бостром Н. Что такое трансгуманизм // Экогеософский альманах, СПб.: 2000, №3, С.59-67 Цит. по: www.really.ru/review/faq.html
28.Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. ИФ РАН, М.: УРСС, 2007. 232 с.
29.Булаева К.Б. Генетические основы психофизиологии человека.-М.: Наука, 1991.-С.16-19.
30.Буров А., Бородин П. Заказ на идеального человека // Российская газета.-29.10.1999.
31.Бутовская М.Я. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа.- 1998. -№9. - С.87-99.
32.Вавилов Н.И. Избранные произведения. М.: Наука, 1966, с. 169.
33.Вековщинина С.В. Методология и опыт этической экспертизы на национальном и международном уровнях // Этические комитеты: настоящее и будущее.-Киев: Сфера, 2004. - С. 10.
34.Вельков В.В. Куда идет эволюция человека? // Человек. – 2003. № 2. – С. 16-29.
35.Вельков В.В. По ту сторону эволюции // Человек. – 2004. № 2. – С.22-30.
36.Вельков В.В. Смысл эволюции и эволюция смысла // Человек. 2005. № 5. С. 5-67.
37.Витгенштейн Л. Философские работы. - M.: Гнозис, 1994. - Часть I. - С. 86.
38. Возможные миры и виртуальные реальности / Институт сновидений и виртуальных реальностей.Серия "Аналитическая философия в культуре ХХ века". Исследования по философии современного понимания мира. Вып. I. Cоставители В. Я. Друк и В. П. Руднев. М., 1995.