Эффективность права как механизма осуществления политической власти определяется рядом присущих только ему управленческих и социальных характеристик:
- открытость, гласный характер используемых здесь норм – законов;
- многообразие применяемых в рамках права санкций, что позволяет выбирать наиболее целесообразные способы регламентации общественной жизни;
- право иерархизирует ответственность, четко разделяя права и обязанности участников правоотношений;
- относительная стабильность правовых норм, малая степень их зависимости от произвола и личностных качеств носителей власти;
- «одномерность» закона, который выступает «всеобщей равной мерой для всех» (К.Маркс);
- достаточно жесткая фиксация в правовых нормах прав и обязанностей участников общественных отношений, вносящая в их деятельность необходимые для власти черты четкости и определенности.
В том, что созидательную социальную функцию может выполнять только легальная, действующая в рамках закона власть, убеждает и ее сравнение с разными типами нелегальной власти. Общим является то обстоятельство, что первая, и вторая – это именно власть, принуждение, к тому же довольно часто прибегающее к насилию.
Различий же гораздо больше. Если власть легальная опирается на писанные и всем известные законы, то власть преступная (нелегальная) – на неписанные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальной власти свойственна равномерность законов, преступник же, бросая вызов обществу, его установлениям, смысл всей жизни видит в исключении себя из круга регулирующих законом отношений, в их нарушении.
Если легальная власть использует многообразие санкции, соответствующие реальной сложности регулируемых социальных отношений, то власть нелегальная, наоборот, характеризуется предельным однообразием, жестокостью санкций.
Если легальная власть стабилизирует общество, роль нелегальной уподобляется действию раковых клеток, уничтожающих здоровые клетки организма – нормальные необходимые для общества типы социальных связей.
По И. Канту, правом может быть не любой законодательный произвол, а лишь такая система регуляции общественной жизни посредством вырабатываемых государством законов, которая опирается на уже сложившиеся и активно функционирующие в обществе механизмы упорядочения, поэтому «правовой порядок существует лишь там, где признается, что общество уже независимо от государства, располагает средствами и санкциями, необходимыми для того, чтобы привести индивида к признанию и соблюдению общекультурных по своему происхождению нравственных норм». Традиция истолкования права как явления, опирающегося на мощный моральный, культурный, религиозный фундамент в осуществлении своей упорядочивающей функции в обществе, глубоко укоренена в российской философии права, в содержании которой неоднократно подчеркивалось, что закон без общечеловеческих ценностей замещается произволом, что право есть должное в человеческих отношениях.
И легитимность как политическое качество формируется не только в области собственно политической, она служит выражением широкого круга социальных преимуществ, которые существуют в обществе, где действует эффективная система политической власти, и отсутствует там, где ее нет. Одно из таких качеств, являющееся и важнейшим аспектом легитимности политической власти – безопасность. Политическая власть легитимна тогда, когда обеспечивает сохранность основных жизненных ценностей живущих в обществе людей. В таком истолковании безопасность имеет ощутимое личностное измерение, позволяет выявить причину парадоксальной с точки зрения внешнего наблюдателя поддержки той или иной системы власти человеком. Он, в ее рамках чувствует себя защищенным.
К важнейшим аспектам безопасности следует отнести:
- военный, предполагающий эффективную защиту членов общества от внешней угрозы;
- правовой, включающий реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны государства;
- экологический, заключающийся в охране государством природной среды обитания человека;
- технологический – отсутствие отставания от других стран и народов по уровню развития науки, техники, организации производства;
- информационный, предполагающий возможность получения адекватной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия химерических и идеологических систем;
- экономический, требующий обеспечения со стороны государства условий для удовлетворения фундаментальных потребностей личности, возможности применения ею своих трудовых навыков и способностей.
Легитимная политическая власть упорядочивает общественные отношения, придает «определенность направления деятельности властных структур, постоянно нормативов, привычность типов поведения», она создает комплекс условий, обеспечивающих:
- последовательность реализации основных задач политической власти;
- согласованность действий элементов системы управления;
- наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности в социальной системе;
- обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств, при этом ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения и защиты масштаба социальных потерь могут существенно понижаться;
- действенность политической власти – ее способность найти способы решения основных социальных проблем;
- эффективность – способность проводить политику, ориентированную на реальные результаты.
Политическая власть, утверждающая в обществе такие качества легитимности, как легальность, безопасность, порядок, приобретает авторитет – люди добровольно передают ей свои властные полномочия, соглашаются подчиняться, видят в этом выполнение своего морального долга, чувствует сопричастность властным действиям и способствуют им.
Такая власть становится суверенной, обладающей способностью принимать решения, которые не могут быть пересмотрены никаким иным органом или организацией, кроме принявшего их.
Суверенитет связан с понятиями полноты и неоспоримости власти, он служит следствием ее дееспособности. И наоборот, именно с нарушением реальной эффективности политической власти начинается движение к ограничению и потере суверенитета.
Первая аксиома власти гласит, что государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия
Вторая аксиома власти утверждает, что государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина.
Третья аксиома власти утверждает, что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу.
Четвёртая аксиома власти утверждает, что политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес.
Пятая аксиома власти утверждает, что программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы.
Шестая аксиома власти гласит, что государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.
1.4 Принцип разделения властей
Проблемы разделения властей в наше время встали в ряд первоочередных вопросов переустройства общества на демократических началах. В 18 веке выдающийся французский философ Ш. Монтескье активно выступал за осуществление принципа “разделения властей” как необходимого условия обеспечения свободы в обществе и предотвращения деспотизма и тирании. В своём труде “О духе законов” в 1748 г. он писал: “Для того чтобы предупредить… злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти”.
Существо тройственного разделения властей состоит в том, что законодательная, исполнительная и судебная власти должны взаимно дополнять, сдерживать и контролировать друг друга. В соответствии с теорией “разделения властей” законодательная власть возлагается на парламент страны, исполнительной властью наделяются президент и Совет (кабинет) министров, а правосудие, судебная власть принадлежит судам. Сюда же относится задача усиления самоуправления на местах.
Названные сферы власти разграничиваются с помощью правовых норм, причём таким образом, чтобы каждая из них выполняла только свою функцию, а в целом они служили бы разумному ограничению каждой из этих сфер власти.
Исполнительная власть может действовать исключительно на основе закона, очерченных полномочий, суд должен исходить из конституции, существующих законов и не может выступать в роли законодателя. Разделение власти в современном цивилизованном обществе предстаёт сегодня как насущная потребность, как безусловная цель. Кратко дадим характеристику этим видам власти.
Законодательная власть (конгресс, Верховный Совет, Великое собрание) выполняет следующие функции: принятие, изменение и отмена законов, утверждение бюджета, контроль над деятельностью исполнительной власти. В каждом государстве объём этих функций, определённых конституцией страны, может быть различным.