Смекни!
smekni.com

Рудольф Челлен (стр. 2 из 2)

По мере развития революционных событий в России предсказания Челлена становились все более тревожными. Основываясь на опыте Великой Французской революции, он считал, что последствия революции для России будут «более тяжелыми, чем для любой другой страны». Как специалиста в области государственного управления, его настораживало то, что «ни одна страна не начинала революцию, имея два зависимых друг от друга и одновременно непримиримых друг по отношению к другу центра власти – либеральный и социалистический. Либералы и социалисты объединились временно, на основе общей борьбы с царизмом, но, как предостерегал Челлен, «в душе отношения либерализма и социализма – это отношения кошки с собакой», поскольку основные идеи двух течений противоположны друг другу. В этом противоборстве двух центров власти Челлен видел базу для сильнейшей внутренней борьбы в России, после того как враг (царизм) будет разбит. Он считал, что на либерально-демократическом этапе революция в России не закончится, поскольку «фанатичная и безграничная степная натура русских не сможет остановиться». В середине марта 1917 г. на вопрос - кто в итоге победит в России: Милюков или Чхеидзе (либеральная или социалистическая альтернатива – И.Н) Челлен отвечал, что во всех революциях побеждает сначала «левая» альтернатива, которая, подобно размаху маятника, вызовет волну реакции, и в данной связи, реакция в России, по его мнению, была неизбежной.

В интервью одной из немецких газет Р.Челлен заявил, что для управления такой страной, как Россия, возможны лишь две формы: либо самодержавие (авторитаризм), либо федерализм. Провозглашение республики без перехода к федеративному принципу управления приведет к анархии. Но анархия в России его в тот период не особенно беспокоила. Он приветствовал революцию в России только в одном аспекте – революция должна была повлечь за собой ослабление российской военной мощи, поскольку, по его мнению, «невозможно производить внутри страны революцию и одновременно продолжать вести войну вовне с не ослабляемой силой». [135] Ослабление военной мощи России, по мнению Челлена, создавало для Швеции гарантии большей безопасности и являлось симптомом скорейшего мира.

Рудольф Челлен – фигура довольно противоречивая в истории политической мысли. Как ученый он являлся автором блестящих работ по геополитике, создав при этом основной категориальный аппарат данной науки. Челлен не принадлежал к числу поклонников Российского государства, более того, его работы способствовали формированию среди шведов негативного образа России. При этом предсказания Челлена в отношении развития революционного процесса в России в большинстве своем сбылись. Как талантливый журналист, он сделал очень много для популяризации идей геополитики. Однако, Челлен оказался недальновидным политиком. Если бы шведский народ прислушивался к мнению депутата шведского парламента Р.Челлена, выступавшего в первые годы войны за германо-шведский альянс против России, то судьба маленькой Швеции могла оказаться трагичной. К счастью для Швеции, народ оказался мудрее многих политиков.