Смекни!
smekni.com

Политическое сознание и политическая идеология в России (стр. 3 из 5)

Кроме того, выявляются и межрегиональные различия в отношении к наиболее значительным событиям исторического прошлого. Например, жители типичной российской провинции (Центральной, Южной, Северо-Западной России) склонны придерживаться более традиционных взглядов, их мировосприятие и ценностные системы отличаются бoльшей устойчивостью. С другой стороны, существуют регионы активного рыночного роста, во главе которых, безусловно, находится Москва как центр самого модернизированного типа российского сознания, больше открытого переменам и будущему, чем застойной стабильности и преемственности. Приверженность определенному типу ментальности не может не отражаться на восприятии тех или иных событий и явлений отечественной истории. Соответственно, традиционалистская Россия является своего рода гарантом исторической памяти эпохи «великого СССР» с ее действительно заметными и уникальными по своей значимости достижениями, в то время как регионы-«рыночники» демонстрируют более выраженную поддержку не менее важным с точки зрения исторического вклада переменам в России – ликвидации «железного занавеса», демократизации политической и общественной жизни, рыночным преобразованиям. Особо отметим, что подобные расхождения межрегионального исторического мировосприятия не ведут к ценностному расколу общества, а скорее уравновешивают позиции различных групп российского населения.

В целом же отношение к жизни в СССР и к советскому периоду российской истории смещено у наших сограждан скорее к положительному, чем к отрицательному полюсу, и эта тенденция сохраняет устойчивость на протяжении последних 10 лет. Еще в 1998 году наше исследование зафиксировало факт, что «советская парадигма» не только не разрушилась, но и практически не поддается вытеснению из массового сознания. Как и ранее, сегодня только около 20% опрошенных любой возрастной когорты соглашаются с утверждением о том, что «во всей 70-летней истории Советского Союза найдется мало того, чем россияне могли бы гордиться». При этом собственно прокоммунистический аспект истории страны отделяется в массовом сознании от истории СССР как великой державы. Во всяком случае, как и шесть лет назад относительное большинство россиян (43%) не стало однозначно оценивать утверждение о том, что «без Октябрьской революции 1917 г. всем нам сегодня жилось бы намного лучше», а соотношение согласных и несогласных с ним составило соответственно 26% на 31%. Фактически на три равные доли (согласных, несогласных и затруднившихся ответить) наши сограждане разделились и в своем отношении к суждению о том, что «КПСС обманывала всех людей нашей страны». И как не парадоксально, в оценках приведенных суждений наблюдается ярко выраженный возрастной консенсус (скорее всего потому, что старшая возрастная группа населения с течением времени становится все менее радикальной).

В то же время, воспринимая советскую историю как историю великой державы, свыше половины российского населения продолжают выражать уверенность в том, что «СССР был первым государством во всей многовековой истории России, которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь» (против этой точки зрения высказывались всего 27,1% опрошенных). Практически половина наших сограждан также считает, что «все великие события русской истории следует рассматривать как служение России всему человечеству».

Таким образом, большинство населения сохраняет уверенность в том, что история СССР и России – это не только история «70-летнего кошмара», в чем пытались убедить страну младо-демократы конца 80-х – начала 90-х годов. Период тотального отрицания советского прошлого сменился более взвешенным и рациональным подходом в оценках исторической реальности.

Тем не менее, не следует отрицать того факта, что в массовом сознании сохраняется своеобразное возрастное «триединство» российского общества, связанное с эволюцией идейно-политических мнений и оценок от самых молодых к среднему и старшему поколениям. В большинстве случаев подобные оценки имеют вид монотонно возрастающих (или убывающих) кривых, где крайние возрастные когорты зачастую высказывают заметно различающиеся мнения, в то время как люди средних возрастов демонстрируют более сбалансированные точки зрения, в большинстве случаев близкие к усредненным показателям по всему массиву опрошенных. Тем самым, средние возрастные группы российского населения продолжают уравновешивать крайности в мировосприятии, выполняя функцию переходного звена (см. рис. 1 и 2).

Следует учитывать, что молодое поколение россиян, высказывая мнения по идеологическим вопросам, в силу возраста не может опираться на собственный жизненный опыт, в то время как для многих представителей старшего поколения советский период с его реальностью и мифами – лучшая пора жизни, связанная с молодостью, становлением, развитием. Именно поэтому можно предполагать, что позиции крайних возрастных когорт по поводу жизни в СССР не могут быть до конца объективными, так как в их формировании задействован ряд других факторов. А значит и расхождения в оценках – не столько символ раскола поколений, сколько проявление различий в самих объективных условиях социализации разных поколений россиян.

Рисунок 1

Рисунок 2

Выражая свое отношение к различным периодам советской истории, население определенно симпатизирует «эпохе застоя» времен Л. Брежнева (причем, чем старше респонденты, тем это выглядит определеннее). Именно с этим периодом три четверти россиян ассоциируют социальную защищенность, которой так не хватает в современной жизни. Подобная защищенность, а также относительная устойчивость экономического положения страны (от половины до двух третей россиян в разных возрастных когортах без сомнений уверены, что именно в эру расцвета СССР, благодаря мощной промышленности и социальной стабильности, были достигнуты основные успехи в науке, образовании, искусстве) давали советским гражданам ощущение жизнерадостности, доверия, гордости за свою страну – по всем этим показателям так называемый «застой» явно опережает любой другой советский исторический период в массовом сознании россиян. Даже такой элемент советского строя, как засилье бюрократии, постепенно стирается из исторической памяти, как неотъемлемый признак этого строя. Видимо, россияне поняли, что бюрократии не меньше, а то и больше, и в современной России, поэтому ассоциируют ее с периодом «застоя» почти в два раза реже, чем делали это в 1998 году.

Надо сказать, что восприятие различных периодов истории России во многом связано с событиями 90-х годов. Именно с началом перехода к рынку начинает меняться историческое мировосприятие наших сограждан (прежде всего, это касается истории ХХ века). Возникла и в определенной степени стала поддерживаться на государственном уровне волна ностальгии и интереса к истории дореволюционной России. Однако, особого успеха идеи «самодержавия, православия и народности» у населения так и не получили: по данным настоящего исследования, большинство положительных ассоциативных позиций, связанных с Россией до 1917 года, медленно, но верно утрачивают свою популярность. Так, в 2004 г. практически в полтора раза меньше опрошенных, чем в 1998 г., отметили такие характерные черты царской России, как уважение к православной церкви (соответственно 49,2% и 65%), любовь к Отечеству (20,3% и 28,9%), наличие идеалов (12,9% и 18,3%). В два раза меньше россиян посчитало, что дореволюционный период отличался бурным экономическим развитием (11,7% и 21,1%).

Вместе с тем, молодое поколение россиян в настоящее время все-таки более позитивно воспринимает то, что имело место в России до революции 1917 года (каждый третий опрошенный моложе 35 лет уверен, что в XIX – начале XX вв. в России наблюдался расцвет искусства; каждый пятый убежден, что именно тогда в наибольшей степени проявляло себя доверие между людьми). Россияне старше 45 лет разделяют подобные точки зрения в каждом пятом и каждом десятом случае соответственно.

Кроме того, перестройка и гласность в России сосредоточили беспрецедентное общественное внимание на прояснении так называемых «белых пятен» отечественной истории, и этот процесс сопровождался чередой шокирующих разоблачений, исторических расследований и переоценкой многих прокоммунистических ценностей. Основным объектом социально-политической критики и человеческого возмущения является эпоха И.В. Сталина, представленная в массовом сознании как эпоха геноцида, политических репрессий и подавления основных гражданских прав и свобод личности. С другой стороны, россияне до сих пор продолжают помнить и по достоинству оценивать, что именно в этот исторический период Россия стремительно экономически развивалась, сумела одержать победу в Великой Отечественной войне, восстановить практически разрушенную страну и завоевать весомый авторитет в мире. И большинство населения связывают эти факты с высоким уровнем дисциплины и порядка, которые обеспечивались «сильной рукой вождя народов» (77%). Поэтому на сегодняшний день в России сложилось хотя и противоречивое, но в целом устойчивое и достаточно консенсусное отношение к эпохе 30–40-х гг. прошлого века. Правление И. Сталина и в 1998 г., и в 2004 г. ассоциируется у подавляющего большинства россиян с репрессиями, несвободой и страхом с одной стороны, и временем порядка, патриотизма, авторитета и гордости за свою страну, – с другой. Сложнее обстоит дело с восприятием современности. Так, процессы и события, имевшие место в российском обществе и государстве в 90-е годы, – годы радикального реформирования социально-экономического и политического строя, трансформации идеалов и ценностей отражаются в массовом сознании подавляющего большинства наших сограждан в основном в негативном свете, особенно на фоне определенных исторических параллелей. Предыдущее исследование уже выявило фактически тотальное неприятие россиянами периода правления Б.Н. Ельцина. Достаточно напомнить, что от 75% до 90% населения разных возрастов в 1998 году ассоциировали окружавшую их действительность с такими понятиями как тяжелое экономическое положение, кризис, межнациональные конфликты, разгул преступности, засилье коррупции, социальная несправедливость и бездуховность. Все это вызывало у россиян стойкое ощущение неуверенности в своем будущем.